пятница, 29 мая 2009 г.

Классическая буддийскя философия: Мадхьямика. Часть 3

С каким фактически буддийским термином быть может соотнесено слово «философия»?

В санскрите есть несколько слов, которые наиболее либо наименее совпадают по своим семантическим полям с греческим по происхождению словом «философия». Более принципиальные из их — это тарка (умозрение) и анвикшики (логический дискурс). Но в буддизме та форма интеллектуальной деятельности, которая сравнима с философией и о которой идет речь тогда, когда о буддийской философии молвят специалисты-буддологи, носит имя «Абхидхарма», «мета-Дхарма», «теория Дхармы» (ежели под «Дхармой» понимается Учение Будды) либо «теория дхарм» (ежели под «дхармой» понимать элементарное психофизическое состояние). Видимо, слово «Абхидхарма» подразумевало оба истолкования, и его полисемия была полностью намеренной.

И вправду, все школы буддийской философии так либо по другому дискуссируют конкретно теорию дхарм; это совсем отчетливо видно в школах хинаянской мыслительной традиции, но полностью справедливо и относительно Махаяны: даже мадхьямики, которые, казалось бы, отрицают Абхидхарму либо сводят ее на нет, утверждая, что все дхармы пусты и равностны в собственной пустотности, остаются в поле Абхидхармистской проблематики; йогачара же в полной мере может считаться не чем другим, как махаянской Абхидхармой.

Комфортабельные детские площадки всегда были в цене.

Можно узнать с миру по нитке и получить настоящую картину событий.

Комментариев нет: