понедельник, 18 мая 2009 г.

Основы буддийского учения. Часть 19

Традиционные буддийские представления о мире — психокосме — таковы: вселенная по собственной природе троична (вспомните архаичные представления о 3-х мирах — нижнем, среднем и верхнем), она состоит из 3-х уровней, либо 3-х миров (лока; ср. латинское locus — «место») — мира желаний (камадхату), мира форм (рупадхату) и мира не-форм (арупадхату). Из-за её трехслойности эта вселенная нередко именуется «троемирием», либо «троекосмием» (траялокья). Мир желаний (камадхату) — место, где живут (либо — которое переживают) практически все живые существа, за исключением неких высших божеств и очень продвинутых йогинов. В мире желаний пребывают жители адов, голодные духи, животные, люди и крупная часть богов. В центре плоской земли находится устремленная в невообразимую высь гора Сумеру, вокруг которой размещаются дворцы 30 3-х богов мира Брахмы. Гора Сумеру окружена несколькими кольцами гор, образованных разными сплавами. За ними простирается гладь мирового океана, в каком находятся четыре континента, один из которых — «наш» континент (его заглавие — Джамбудвипа; в средневековых источниках так традиционно именуется Индия). Под землей находятся обиталища претов и система 10 («прохладных» и «горячих») адов, самый нижний и ужасный из которых именуется «нирая» («без избавления»), так как срок пребывания в нем неописуемо долог, хотя все-же и конечен.

Миров-троекосмий, схожих нашему, неизмеримо много, они есть по тем же законам как бы параллельно нашему миру.

Космическое время циклично и безначально, другими словами ни один из циклов не может считаться первым. Мир никем не сотворен, мысль божественного творения буддизмом принципиально отвергается по целому ряду суждений как этического (благой Бог не мог бы сотворить мир, суть которого — страдание живых существ), так и метафизического характера (о их речь пойдет в лекции, посвященной буддийской философии). Причина существования миров — энергия совокупной кармы живых существ предшествующего мирового цикла (подобно тому как будущая жизнь существа обусловливается его кармой, имеющейся на момент погибели).

Опосля разрушения одной вселенной существует только нескончаемое место (акаша), в каком в некий момент начинают веять некоторые ветерки, равномерно крепнущие и превращающиеся в мощный ураган, равномерно сгущающийся до состояния «алмазной твердости» и приобретающий форму круга. Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что другое, как объективировавшаяся энергия совокупной кармы живых существ разрушившейся вселенной (сравните с объективированной волей как физической основой феноменов в философии А. Шопенгауэра; в особенности его работа «О воле в природе»). Предстоящее формирование мира происходит сверху вниз. Сначала внезапно возникает небесный дворец с богом Брахмой на престоле, после чего вокруг него возникают остальные 30 три бога небес мира желаний. Они видят Брахму и восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был постоянно! Он всех нас создал!» — так возникает вера в бога-творца. Клубящиеся в выси златоцветные облака начинают изливать дождик, который заливает диск ветра внизу и равномерно образует мировой океан. Из растворенной в нем мути формируются континенты и гора Сумеру. Крайними возникают ады.

Люди, появившиеся на земле опосля формирования континентов, сначала божественны и подобны богам мира форм; срок их жизни равен 84 000 лет. Земля же в это время покрыта особенным земельным пирогом, источающим несравненный запах. Люди могут не есть вообщем, но этот запах их так влечет, что они начинают есть земельный пирог, и равномерно съедают его. Тем временем срок их жизни понемногу сокращается, тела грубеют, формируются органы пищеварения, и к тому моменту, когда весь пирог, покрывающий землю, оказывается съеден, люди уже не могут обходиться без еды. Тогда им ничего не остается, как начинать растить рис. Но риса на всех не хватает, и тогда люди начинают проводить межи, отделяя собственный участок от чужого, возникает собственность. Но так как риса становится все меньше и меньше, одни люди начинают нарушать межи полей остальных людей и воровать рис. Воцаряется беспорядок, и начинаются столкновения меж людьми. Тогда люди решают, что пришло время наведения порядка, и принимают решение выбрать самого достойного из собственного числа для поддержания порядка. Так возникает 1-ый правитель. Он отбирает себе в ассистенты более уважаемых людей, чтоб они конкретно поддерживали порядок. Так возникает сословие кшатриев (воинов и правителей). В это время в мире начинают появляться Будды.

Видел клип gaga poker face, в котором певица рекламирует покер, собирая карэ. Классная идея с poker face позволяет популяризировать игру и показывать прелесть подобных занятий.

Комментариев нет: