воскресенье, 24 мая 2009 г.

Школы и направления буддизма. Часть 13

В поздней Махаяне Дхармовое Тело рассматривается в 2-ух качествах: как свабхавикакая («тело своебытия») оно есть действительность с высшим онтологическим статусом, как джняна дхармакая («Дхармовое Тело гносиса/познания) оно есть когнитивный нюанс данной действительности; незапятнанная недвойственная (адвая) мудрость, лишенная («пустая») какой-нибудь субъект —объектной дихотомии.

Но в отличие от Хинаяны Махаяна утверждает, что Будда, обретя Дхармовое Тело (пробудившись), не покидает надолго мир, не уходит в недоступную для существ сансары нирвану без остатка.

По собственному великому состраданию, Будда производит из собственного Дхармового Тела как бы два его отражения, проявляющиеся: одно — в мире форм и не-форм, а другое — в мире желаний. Оба эти «Тела» в отличие от Дхармового Тела владеют особенной формой, обусловленной неисчислимыми благими свойствами Будд. Потому оба эти «Тела» совместно известны как рупакая [4], «оформленное тело», «формное тело».

1-ое из их именуется самбхогакая — «тело всеблаженства», в нем Будда (у каждого Будды оно свое) наслаждается нирваной как положительным блаженством. Но самое принципиальное состоит в том, что конкретно в этом «теле» Будды общаются с высшими личностями (йогинами, бодхисаттвами), чье сознание развертывается на уровне миров форм и не-форм и наставляют их, являясь им в видениях, и т. п. 2-ое из их — нирманакая, «магически сделанное тело», либо «тело, сделанное волшебными метаморфозами». В этом теле Будды являют себя на уровне мира желаний и проповедуют Дхарму людям в виде учителей — монахов. Таковым Буддой в «магически сделанном теле» был и Шакьямуни опосля обретения бодхи царевичем Сиддхартхой Гаутамой. А «Лотосовая сутра» идет еще далее и провозглашает устами самого Будды, что он был пробужден до этого всех времен; его рождение в Капилавасту и просыпание под Древом Бодхи в Бодхгая было только благой уловкой (упая), нужной для того, чтоб указать людям путь к освобождению. Таковым образом, Будда приобретает черты Бога-Спасителя, в особенности усилившиеся в дальневосточном варианте махаянского буддизма. Но буддизм и в форме Махаяны все-же остается нетеистической религией: мир сансары не является результатом божественного творения, он плод некоей трансцендентальной иллюзии (авидья) относительно природы «я» и действительности, выражающейся в субъект-объектной дихотомии и влечении-отвращении эмпирических субъектов к объектам и иным субъектам.

В буддийской иконографии Дхармовое Тело Будды традиционно вообщем не изображается либо изображается в виде ступы (в дальневосточной традиции может быть его иконографическое олицетворение в виде Будды Вайрочаны — Будды Великого Солнца); самбхогакая как «прославленное Тело» изображается в виде человека в йогической позе созерцания, наделенного разными пышноватыми царственными атрибутами — венцами, диадемами, серьгами, браслетами и т. д. И, в конце концов, в теле нирманакая Будда изображается в обычных монашеских одеждах и с чашей для сбора подаяния (патрой) в руках.

И Хинаяна, и Махаяна признают приход в наш мир множества Будд (в прошедшем и будущем), но лишь в Махаяне эти неисчислимые Будды не лишь нашего мира (называемого миром Саха), но и остальных миров стают объектами культа и поклонения. Посреди их в особенности выделяется Будда Амитабха (Будда Бескрайнего Света), почитание которого типично для всех направлений Махаяны, а в Китае и Стране восходящего солнца культ этого Будды и его Земли Блаженства (Сукхавати) оказался даже центральным для неких школ и течений, но об этом мы побеседуем подробнее в последующей лекции. Для Махаяны характерна также развитая литургика, пышноватые богослужебные ритуалы и мистерии.

Меж Хинаяной и Махаяной существует также очень существенное различие по отношению этих направлений буддизма к монашеству и мирянам. Наиболее того, это только принципиальное различие, так как в данный момент может считаться доказанным, что начальные расколы в сангхе, ведшие к образованию новейших направлений, были вызваны конкретно различиями в интерпретации норм монашеских уставов и правил (Виная), а не доктринально-теоретическими расхождениями; конкретно различия в понимании роли и места монашества вызвали и начальный раскол на стхавираваду и махасангхику (тем более даже этот раскол, равно как и остальные, не мешали последователям Хинаяны и Махаяны часто жить в одних и тех же монастырях, но опять-таки при условии схожего понимания уставных монашеских норм).



Все в мире изменчиво. Валентин Ковалев мечты и цели всегда существуют.

Комментариев нет: