пятница, 15 мая 2009 г.

Основы буддийского учения. Часть 8

nepekpecmok

3-я Благородная Истина — истина о прекращении мучения, другими словами о нирване (синоним — ниродха, прекращение). Как доктор, сообщающий нездоровому подходящий прогноз, Будда утверждает, что невзирая на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем более существует состояние, в каком мучения больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

Само слово «нирвана» (пали: ниббана) восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание» (к примеру, угасание светильника либо прекращение волнения моря). На этом основании буддологи XIX века нередко строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после этого винили буддизм в пессимизме. Но буддийские тексты полностью отчетливо указывают на то, что потухает либо затухает совсем не бытие. Один из более распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, либо подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все мучения, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие мучения. Другими словами угасают конкретно страсти, привязанности, омрачения, а совсем не бытие. С исчезновением предпосылки мучения исчезает и само страдание.

Так что все-таки такое нирвана? Сам Будда никогда не давал прямого ответа на этот вопросец и старался молчать, когда этот вопросец все-же задавали. Здесь Будда оказывается прямым предшественником известного философа XX века Л. Витгенштейна, провозгласившего, что о чем нельзя говорить, о том следует молчать. Еще в ранешних Упанишадах — брахманских текстах философского характера — говорилось, что об Абсолюте (Брахмане) можно говорить лишь в отрицательных определениях: «нети, нети» («не то, не то»), так как Абсолют трансцендентен нашему опыту, непостижим для мысли и невыразим в словах и понятиях. Нирвана, о которой учит Будда — не Бог и не безличный Абсолют и его молчание — не апофатическая теология. Нирвана — не субстанция (субстанций буддизм вообщем не признает), а состояние, состояние свободы и особенной внеличностной, либо надличностной, полноты бытия. Но это состояние также полностью трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в каком нет ничего, подобного нирване. Потому даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем ассоциировать её с чем-то нам известным, ибо по другому мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, сделаем некоторый ментальный образ нирваны, полностью неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником мучения. Потому Будда и ограничивался самыми общими чертами нирваны как состояния, вольного от страданий, либо как состояния высшего блаженства (парамам сукхам). Потом буддисты разработают много различных концепций нирваны, но признание её внезнаковой, несемиотичной природы остается в буддизме навсегда. Потому пока также ограничимся тем коротким абрисом, что дан тут.

Но как достичь освобождения, нирваны? Об этом говорит 4-ая Благородная Истина — истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий — другими словами о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).

Документация по Самсунгу

Когда нет времени на всё, свадебный интернет магазин поможет оценить текущие предложения, а также приобрести нужные вещи. Не отказывайте себе в прекрасном торжестве.

Комментариев нет: