Шраманы и шраманские движения сыграли гигантскую роль в истории индийской философии и культуры. Прежде всего конкретно от их идет традиция вольного философского диспута и философии как логико-дискурсивного обоснования и вывода тех либо других теоретических положений. Ежели Упанишады лишь провозглашали некоторые метафизические истины, то шраманы стали философские истины доказывать и обосновывать. Конкретно в дискуссиях меж различными шраманскими группами (которых было великое множество) рождалась индийская философия, в отличие от мудрости Упанишад. Можно также сказать, что ежели Упанишады непременно являются философскими текстами по их предмету, то шраманы отдали Индии философию и по форме. Конкретно потому и Будда может считаться не только основоположником религии и мудрецом, обретшим свою мудрость практикой созерцания, но и одним из первых индийских философов, участвовавшим в дискуссиях с иными шраманами по правилам, принятым в их среде.
В настоящее время совсем нереально реконструировать научную биографию Будды. Обычное отсечение мифологических сюжетов и частей фольклорного характера совсем неэффективно, а материала для подлинной биографической реконструкции у современной науки очевидно недостаточно. Потому тут мы даже не будем пробовать заниматься сиим обреченным делом и представим не биографию, а полностью обычное жизнеописание Будды на базе синтеза ряда буддийских житийных текстов (таковых, как «Жизнь Будды» Ашвагхоши — I в. н. э. либо махаянская «Лалитавистара»).
В течение сотен и сотен жизней Бодхисаттва (бодхи — просыпание, просветление; саттва — существо; тут — будущий Будда) совершал бесчисленные подвиги любви и сострадания, равномерно накапливая награды и приближаясь к состоянию мудреца, познавшего истину и вышедшего из мучительного колеса чередования рождений и смертей — Будды. И вот пришло время его крайнего рождения. Бодхисаттва пребывал в это время на небесах Тушита и обозревал землю в поисках более подходящего места для собственного крайнего рождения, так как он уже находился на таком уровне духовного развития, что мог выбирать. И его взор остановился на маленьком государстве народа шакьев в северо-восточной части Индии (территория современного Непала), которым заведовал мудрый правитель Шуддходана из старого царского рода. И Бодхисаттва, который мог даже просто показаться в мире не входя в материнскую утробу, решил выбрать семью царя шакьев для собственного рождения, чтобы потом люди, испытывая глубочайшее уважение к почетному роду царей шакьев, с огромным доверием отнеслись бы к проповеди Будды, видя в нем отпрыска старой и славной семьи.
В эту ночь супруга царя, королева Махамайя, увидела сон: в её бок вошел белоснежный слон с шестью бивнями, и она сообразила, что зачала великого человека. Буддизм учит, что зачатие Будды было полностью естественным, а видение белоснежного слона было только знаком зачатия великой личности.
Незадолго до родов королева в сопровождении собственной свиты отправилась в согласовании с обычаем в дом собственных родителей. На пути, когда они проходили через рощу саловых деревьев, называвшуюся Лумбини, королева ощутила родовые схватки, взялась за ветку дерева и родила отпрыска, который вышел из её чрева через бедро. Младенец немедленно встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей, и богов.
Но эти волшебные роды оказались роковыми, и скоро Махамайя погибла. Но её отпрыск не запамятовал о мамы, которой совершенно не знал: уже опосля собственного Пробуждения он вознесся на небеса Тушита, где обрела рождение Махамайя, поведал ей, что стал Буддой, победителем страданий, и проповедал ей Абхидхарму — буддийское философское учение. Но пока будущий Будда — еще младенец, и его доставляют в отцовский дворец в городке Капилавасту (близ современной столицы Непала г. Катманду), центре страны шакьев.
Правитель призвал к младенцу астронома Ашиту, и тот нашел на его теле 30 два признака великого человека (символ колеса меж бровями, также на ладонях и ступнях ног, ушнишу — выпуклость на темени, перепонки меж пальцами и т. д.). На основании этих признаков Ашита объявил, что новорожденный станет либо великим сударем, властителем всего мира (чакравартином), либо святым, познавшим истину, — Буддой. Тогда мальчугана нарекли Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама — его фамильное имя; слово «Сиддхартха» можно перевести как «Вполне Достигший Цели».
Царю, естественно, хотелось, чтоб его отпрыск стал великим сударем. Потому он решил так организовать жизнь отпрыска, чтоб ничто не могло навести его на философские размышления либо раздумья о смысле жизни. Царевича поселили в роскоши и неге в великолепном дворце, отгороженном от наружного мира. Мальчик рос, постоянно обгоняя всех собственных сверстников в науках и спорте. С юношества, но, он проявлял склонность к размышлениям, и однажды, сидя под розовым кустиком, он непроизвольно опустился в состояние йогического транса (самадхи) таковой интенсивности, что его сила даже приостановила одно из божеств, пролетавших недалеко. Нрава царевич был кроткого, что сначала даже вернуло против него его жену — принцессу Яшодхару, которая сочла, что схожая кротость не пристала кшатрию и несовместима с воинской доблестью. И лишь опосля того, как Сиддхартха показал Яшодхаре свое воинское искусство, она согласилась стать его супругой; у их родился отпрыск Рахула. Казалось, что план царя-отца обязательно осуществится. Так длилось до тех пор, пока царевичу не исполнилось 20 девять лет и он однажды не отправился на охоту. Эта охота изменила всю его жизнь.
На охоте царевича в первый раз потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Он видит перепаханное поле, на котором птицы выклевывают червяков из комьев земли, и поражается, почему одни живые существа могут жить лишь ценой погибели остальных. Но самым принципиальным для духовного переворота Сиддхартхи оказываются четыре встречи: принц видит похоронную процессию и соображает, что все люди и он сам смертны и ни достояние, ни знатность не могут защитить от погибели. Он направляет внимание на прокаженного и в первый раз понимает, что заболевания подстерегают хоть какого смертного. Царевич глядит на нищего, просящего подаяние, и соображает мимолетность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, царевич понимает, что путь самоуглубления и самопознания — единственный путь к постижению обстоятельств страданий и метода избавления от их. Молвят, что сами боги, также пребывающие в колесе рождений — смертей и жаждущие избавления, отправили царевичу навстречу увиденных им людей, чтоб воодушевить его вступить на путь познания и освобождения.
Опосля данной достопамятной охоты принц не мог уже больше тихо жить в собственном шикарном дворце. И вот однажды ночкой он покидает дворец на собственном любимом жеребце Кантаке и в сопровождении 1-го слуги. На опушке леса он попрощался со слугой и жеребцом и своим клинком, который взял в руки крайний раз в жизни, отсек в символ отречения от мирской жизни свои длинноватые волосы «цвета меда». Сделав это, он вступил в лес. Начался период ученичества, аскезы и духовных поисков.
Если знать, как побороть стресс, то жизнь будет ярче. А здоровья больше!
Говорю Вам, не принимайте все близко к сердцу. Будьте рассудительны и все получится.
вторник, 12 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий