вторник, 12 мая 2009 г.

Предпосылки возникновения буддизма. Часть 2

Почему буддизм вообщем появился? Вообще-то это неблагодарный вопросец, и, следуя совету известного французского историка-медиевиста М. Блока, нам не следует предаваться «фетишизму истоков» и надеяться на то, что познание обстоятельств возникновения буддизма раскроет для нас его суть. Наиболее того, нужно откровенно признаться, что современные научные данные о древнеиндийском обществе очень скудны, чтоб надеяться на ответ, хоть сколько-нибудь приближающийся к полноте. О происхождении буддизма написано множество книжек, но особенной ясности в этом вопросце по-прежнему нет. Потому тут мы ограничимся тем, что охарактеризуем некие довольно тривиальные предпосылки и условия, способствовавшие возникновению буддизма и его укреплению в индийском обществе древности.

Буддизм появился в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те античные страны (Магадха, Кошала, Вайшали), в каких проповедовал Будда и где буддизм с самого начала собственного существования получил существенное распространение. Традиционно считается, что тут, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в остальных частях Индии (другими словами северо-восток Индии был как бы «слабеньким звеном» брахманизма), а с иной — конкретно тут шел бурный процесс муниципального строительства, предполагавшей возвышение другого «благородного» сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А конкретно буддизм появился как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Тут принципиально отметить, что снова же буддизм содействовал созданию в Индии массивных муниципальных образований вроде империи Ашоки. Много позже, уже в V в. н. э. великий буддийский философ Васубандху, излагая в собственном «Вместилище Абхидхармы» (Абхидхармакоша) социогенный миф, практически ничего не говорит о брахманах, но совсем тщательно обрисовывает происхождение царской власти (предлагая один из древнейших вариантов договорной теории) и воинского сословия.

В опоре буддизма, даже не столько на сословие кшатриев, сколько на царскую власть как таковую, была укрыта значимая опасность, в полной мере проявившаяся в период так называемого упадка буддизма в Индии, приведшего к фактически полному исчезновению буддизма на его родине (VII — XIII вв.). Фактически, никакого упадка не было. В монастырях-университетах (Наланда, Викрамашила) продолжала расцветать монашеская ученость, писались утонченнейшие трактаты по логике и эпистемологии, выигрывались диспуты, тантрические йогины-махасиддхи («великие совершенные») собирались на свои магические пиршества и предавались созерцанию в лесах и на кладбищах. Просто цари равномерно переставали поддерживать буддизм, в силу не совершенно ясных обстоятельств ворачиваясь в лоно брахманской ортодоксии — индуизма. И совместно с прекращением царской поддержки исчезал и буддизм. Там же, где цари сохраняли приверженность Учению (Дхарме) Будды, расцвет буддизма длился. Так, к примеру, было в бенгальском государстве Палов, цари которого продолжали покровительствовать буддизму вплоть до того, как Бенгалия оказалась под властью завоевателей-мусульман. Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему сразу быть и формой древнеиндийского свободомыслия, так как носителем религиозной и вообщем идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. И даже в самый поздний период собственного существования в Индии буддизм не утратил этого духа свободомыслия. Вот, к примеру, к какому поистине вольтеровскому примеру прибегает буддийский философ, один из первых проповедников буддизма в Тибете — Шантаракшита (VIII в.), критикуя брахманистское положение, согласно которому в случае конфликта меж данными опыта и утверждениями Откровения — Вед предпочтение обязано отдаваться утверждениям Писания: вот, говорит Шантаракшита, ворачивается домой супруг и застает свою супругу в объятиях любовника. Супруг начинает ругать её, а она все отрицает. Тогда супруг говорит, что все видел своими очами, а его супруга обращается к соседям и патетически восклицает: «Люди добрые! Ну видели ли вы такового идиота, как мой муженек, который больше доверяет каким-то своим очам, чем словам таковой добродетельной дамы, как я!».

Середина I-го тысячелетия до н.э. была в Индии временем кризиса старой ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И логично, что «слабенькое звено» брахманизма — страны северо-востока Индии — стало опорой и оплотом других религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих других учений, в свою очередь, было тесновато соединено с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с её ритуализмом и формальным благочестием, также с определенными противоречиями и конфликтами меж брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей).

О том, что такие конфликты имели место, мы косвенно знаем по произведениям поздневедийской и пуранической литературы (пураны, античные — авторитетные тексты средневекового индуизма). Так, в неких поздних Упанишадах (Упанишады — часть ведического корпуса, брахманских текстов Откровения, содержащих религиозно-философское учение брахманской традиции, прежде всего доктрину единства атмана — «я», «души» и абсолютного духа — Брахмана) возникает фигура кшатрия, который не только превосходит брахманов собственной мудростью и ученостью, но и наставляет их относительно природы атмана. Таким, к примеру, в Упанишадах выведен современник Будды правитель Магадхи Аджаташатру. В пуранах рассказывается о том, как бог Вишну воплотился в свирепом богатыре Парашураме («Раме с топором»), чтоб убить кшатриев, восставших против господства брахманов. Следует также направить внимание на то событие, что и Будда, и Вардхамана Махавира (основоположник джайнизма, иной другой брахманизму религиозной традиции Индии) были выходцами конкретно из кшатрийской, а не брахманской варны.

Как бы то ни было, древняя ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новейших неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших собственной целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таковых шраманов (либо на языке пали — саманов) и был Будда Шакьямуни, исторический основоположник буддизма.

Если нужна бесплатная аська, то можете её скачать.

Нашел замечательный сайт, на котором можно купить smeta ru и пользоваться этой программой для оптимизации рабочего процесса.

Летом вопрос как сохранить свою талию становится еще более актуальным.

Комментариев нет: