пятница, 22 мая 2009 г.

Школы и направления буддизма. Часть 8

Любопытно, что это раннее махаянское значение слова «бодхисаттва» сохраняется в словоупотреблении современных китайских буддистов: в неких вариантах бодхисаттвой (кит. путисадо либо традиционно в сокращенной форме — пуса) быть может назван хоть какой верующий: ведь предполагается, что, будучи махаянистом, он стремится конкретно к достижению состояния Будды, к просыпанию.

Несколько позже в текстах, посвященных эталону бодхисаттвы, начинает все громче и громче звучать новый обертон, равномерно становящийся главным и важным. Это новый мотив рвения к просыпанию, формулирующийся традиционно так: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ». Эта фраза сейчас считается обычной формулой, выражающей суть бодхичитты — рвения к обретению состояния Будды. Бодхичитта — это умение созидать все живые существа в качестве собственных «матерей» (ведь ежели все мы находимся в круговороте сансары с безначальных времен, то мы уже побывали со всеми существами во всех вероятных отношениях, в том числе каждое из их уже успело побывать и в роли нашей мамы). А так как неплохой отпрыск либо дочь не могут равнодушно созидать, как их мама страдает в сансаре, и не могут стремиться к нирване, оставив мама мучиться в коловращении повторяющегося существования, их святой долг отрешиться от собственного спасения до тех пор, пока им не удастся спасти свою мама. Конкретно так описывается бодхичитта в сочинениях классической, либо зрелой, Махаяны и в проповедях ее современных представителей.

В зрелой Махаяне 2-мя главными и определяющими свойствами бодхисаттвы стают Мудрость (праджня) и Сострадание (каруна).

Тексты говорят, что нереально стать Буддой, не владея в совершенстве этими 2-мя свойствами, при этом сострадание начинает восприниматься в практическом модусе — как набор «искусных средств» либо способов (упая), средством которых бодхисаттва, движимый состраданием, получает возможность помогать живым существам освободиться от пут сансарического существования. Как птица не может лететь лишь на одном крыле, молвят тексты, так и состояния Будды нельзя достичь лишь с помощью одной только мудрости либо одних качественных средств: мудрость без средств пассивна, средства без мудрости слепы. Потом в рамках тантрического буддизма мудрость начинает символически изображаться в виде дамского божества, качественные средства/сострадание — в виде мужского; их соитие есть высшая интеграция (юганаддха), ведущая к просыпанию и обретению состояния Будды.

Вот характерное буддийское предание, описывающее значимость соединения праджни и упаи (каруны), мудрости и способа (сострадания).

Великий буддийский философ, один из отцов философии йогачары Асанга (IV — V вв. н. э.) стремился установить общение с бодхисаттвой Майтреей, будущим Буддой, чтоб стать его учеником. Для этого он опустился в созерцание и пробыл в самадхи три года. Выйдя без какого-нибудь результата из самадхи, Асанга увидел человека, стачивающего ратфилем гору. На вопросец ошеломленного Асанги тот ответил, что желает сделать иглу из горы. Асанга устыдился собственного нетерпения и лености и опять на три года опустился в самадхи, но и на этот раз не достиг фуррора. Выйдя из самадхи, он на этот раз увидел человека, который долбил подножие большой горы ломом и перетаскивал камешки на другую сторону равнины. Асанга опешил таковой работе того человека и спросил, ради что тот все это делает. Человек ответил философу, что гора загораживает солнце окнам его дома и он желает перенести ее на другое место. Асанга опять устыдился собственного нетерпения и недочета усердия и еще на три года ушел в самадхи, но и на этот раз ничего не достиг. Тогда огорченный и разочарованный монах покинул место собственного уединения и вошел в близкорасположенный город. Там на городской площади он увидел издыхающую собаку, на боку которой кишели червяки. Сердечко Асанги преисполнилось состраданием, и он поразмыслил, что ежели он оставит все как есть, то погибнет собака, а ежели он снимет с нее червяков, то погибнут червяки. Тогда Асанга взял ножик и отрезал от ноги кусочек своей плоти, снял с собаки червяков и положил их на мясо. В тот же момент собака расчудесным образом преобразилась, и перед потрясенным Асангой явился в сиянии света бодхисаттва Майтрея, с которым Асанга неудачно стремился вступить в общение, практикуя йогу. Но и его занятия йогой не пропали даром, ведь конкретно благодаря им он обрел мудрость, которая сейчас, соединившись с состраданием, принесла хотимый плод.

Если нравится франция фото будут идеальным отображениям отличного цивилизованного отдыха в этом регионе.

Стараюсь смотреть видео forex, чтобы понять все нюансы онлайн-трейдинга.

Когда японские шторы настолько понравились, что снятся ночью, следует их купить в Санкт-Петербурге :)

Комментариев нет: