воскресенье, 24 мая 2009 г.

Школы и направления буддизма. Часть 14

Как уже говорилось ранее, Хинаяна — чисто монашеское направление буддизма, которое лишь фактически монахов и считает буддистами par excellence. Потому хинаянисты, в принципе, не стремятся к активной миссионерской деятельности либо проповеди посреди мирян. По-иному дело обстоит в Махаяне. Хотя было бы принципиально неверным умалять значение и роль монахов в махаянском буддизме, тем более нельзя не выделить, что принятие монашеских обетов и постриг никак не являются необходимыми критериями для обретения состояния Будды. А некие махаянские тексты даже особо превозносят мирян, достигших наиболее больших уровней духовного постижения, чем большая часть монахов и даже почти все великие бодхисаттвы. Таков, к примеру, обеспеченный «домохозяин» Вималакирти из Вималакирти нирдеша сутры («Сутры о Вималакирти»), личность которого служила прототипом для подражания десяткам поколений буддистов-мирян, в особенности в Китае и остальных странах Восточной Азии. Махаянисты, исходя из доктрины «искусных средств», стремились отыскать характеристики действия на все слои населения и на все психологические типы личности, к каждому из их подобрать собственный «ключик», чтоб побудить как можно большее число людей встать на путь, ведущий сначала к обретению лучшего рождения, позже — к освобождению и, в конце концов, — к обретению состояния Будды ради блага всех живых существ. Эта же установка на спасение всех «существ — матерей» вдохновляла махаянистов активно заниматься проповедью Дхармы и распространением буддийского учения за пределами Индии. И нужно отметить, что конкретно в форме Махаяны буддизм стал мировой религией (в качестве Хинаяны он оставался бы и по сию пору региональной традицией). Конкретно в форме Махаяны буддизм распространился от Индии до Бурятии и от Стране восходящего солнца до Калмыкии, продолжая и в данный момент довольно скоро распространяться в Европе и Америке (во Франции и Германии буддизм уже стал третьей по распространенности религией). В древности же, до мусульманских завоеваний, география распространения буддизма была еще разнообразней: буддисты населяли местность современного Афганистана, где и сейчас можно созидать огромные скульптуры Будд и бодхисаттв, высеченные в горных склонах; буддийской была империя Маджапахит в Индонезии, муниципальным культом которой был культ синкретического индо-буддийского божества Шива-Будды (и в данный момент герб мусульманской Индонезии украшает девиз: «Хоть Шива и Будда и различны, но по сущности собственной они едины»), множество буддистов жило в Центральной Азии, эту религию (наряду с пришедшим из Ирана манихейством) исповедовали уйгуры, и этот список можно еще продолжать и продолжать.

Блог о том, как добиться успеха в реальной и виртуальной жизни

Забавляет меня настольная игра корова 006, в которую можно играть сутками.

Читаю описания ноутбуков, чтобы знать технические параметры.

Комментариев нет: