понедельник, 18 мая 2009 г.

Основы буддийского учения. Часть 14

Коротко определим само понятие «дхарма», что, вообщем, совсем тяжело, и даже таковой великий буддолог, как Ф.И. Щербатской, постарался избежать однозначного определения. Само это слово образовано от санскритского корня dhr — «держать». Другими словами дхарма — это «держатель» либо «носитель». Держатель что? Собственного собственного свойства. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, либо элементарное психофизическое состояние. Можно ли счесть субстанцией дхарму? Опять-таки нет, при этом сходу в силу 2-ух событий. Во-1-х, согласно индийскому пониманию субстанции и субстанциальности, которого, к примеру, придерживалась брахманистская школа ньяя, один из главных идейных оппонентов буддизма, субстанция постоянно является носителем множества свойств, которые соединены с ней различными отношениями, тогда как в буддизме любая дхарма несет только одно качество, свое собственное. Во-2-х, индийские субстанциалисты утверждали принцип отличия носителя (субстанции) и несомого (акциденции, свойства), что выражалось в формуле дхарма — дхармин бхеда, где дхарма — несомое качество, а дхармин — его субстанциальный носитель. Буддизм же утверждает, что дхарма и дхармин тождественны, носитель и несомое им качество совпадают. Есть и третье принципиальное отличие: субстанции брахманистов, обычно, вечны, тогда как дхармы мгновенны. Но об этом подробнее мы побеседуем позже.

Говоря о дхармах, нужно отметить и очередное принципиальное событие, на которое направил пристальное внимание современный петербургский буддолог В.И. Рудой. Дело в том, что во почти всех (хотя не во всех) буддийских школах дхармы рассматриваются, с одной стороны, как дравья сат, другими словами элементы, наделенные онтологическим статусом, настоящие элементы, а с иной — как праджняпти сат, другими словами как только мыслимые, либо конвенциональные, единицы языка описания опыта. Другими словами наш опыт конституируется дхармами, но сами дхармы мы также описываем в определениях дхарм. Тут можно привести таковой, правда несколько твердый, пример: наша речь состоит из слов, но слова мы описываем тоже с помощью слов. Эта изюминка понимания буддистами дхарм приблизила их к разрешению так называемого феномена психических действий, который европейской психологией стал осознаваться лишь в XX столетии: мы постоянно описываем сознание не в имманентных определениях (определениях, отражающих внутренне присущие ему самому характеристики), а в определениях или наружного мира, или другого сознания. Введя понятие дхармы в качестве как онтологически релевантного элемента сознания и опыта вообщем и как элемента языка описания сознания (и опыта), буддисты, по существу, отыскали один из вариантов имманентного сознанию языка его описания. В этом несомненный вклад буддизма в индийскую и мировую философию.

Таким образом, резюмируя выше произнесенное, следует отметить, что буддизм глядит на личность как на лишь только имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию 5 групп несубстанциальных и моментальных простых психофизических состояний — дхарм. Это и есть довольно строгая формулировка принципа анатмавады («без-я», «без-души»), поточнее (по последней мере, с точки зрения махаянского буддизма), 1-го из его 2-ух качеств — «бессущностности личности» (пудгала найратмья). 2-ой его нюанс — «бессущностнось дхарм» — мы рассмотрим в лекции, посвященной философским школам буддизма Махаяны, так как он признается не всеми буддистами, а лишь махаянистами.

Мне рекомендовали увлекательные туры в Израиль. Эта страна легендарная и требует особого внимания к себе. А паломничество в Израиль всегда считалось большим событием.

Все чудеса вокруг нас. Город между Мирами - это место, в котором сосредоточена информация про все, что интересно.

Почитываю сайт про mazda 3. Узнал столько полезного, что даже сам не подозревал.

Комментариев нет: