вторник, 12 мая 2009 г.

Предпосылки возникновения буддизма. Часть 1

Буддизм — 1-ая по времени возникновения глобальная религия. Остальные мировые религии возникли существенно позже: христианство появилось приблизительно через 500 лет опосля буддизма, а ислам — наиболее чем через тыщу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две остальные только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в собственном распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых разных народов с совсем различными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Стране восходящего солнца, при всем этом длится начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, обычно связанной с родиной буддизма — Индией, и на Далеком Востоке, цивилизации которого формировались на базе традиций китайской культуры; оплотом буддизма уже тыщу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он отдал письменность, литературный язык и базы цивилизации. Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма нереально понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их крайних оснований. В лоне буддийской традиции были сделаны утонченнейшие философские системы, исследование и осмысление которых и в данный момент любопытно не только с чисто историко-философской точки зрения, потому что полностью может быть, что буддийское умозрение способно обогатить и современную философию, в выжидании стоящую на путях схождения новоевропейской классики и постмодерна. Таким образом, исследование буддизма (а дисциплина, занятая научным исследованием буддизма, наиболее 100 лет тому назад получила заглавие буддологии) нужно и для востоковеда, и для культуролога, и для религиоведа, и для философа. И, естественно, нельзя понять буддизм, не обратившись до этого к вопросцу о причинах его происхождения. Нужно сказать, что этот вопросец полностью правомерен и с точки зрения самого буддизма: ведь буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной обусловленности, а следовательно, и сам также должен рассматриваться с точки зрения причинной обусловленности (пратитья самутпада).

Не будет ошибкой сказать, что буддизм появился в Индии (поточнее, на индийском субконтиненте, так как на местности исторической Индии в настоящее время существует несколько стран — Республика Индия, Пакистан, Бангладеш и Непал; к сиим континентальным странам следует также добавить и полуостров Ланку) посреди первого тысячелетия до н. э., другими словами есть известное ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически нацеленных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа.

Сама буддийская традиция признает две даты паринирваны (погибели) основоположника буддизма — Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) — 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. (тут, естественно, не имеются в виду совсем фантастические даты, родившиеся из астрологических выкладок поздних тантрических создателей). Конкретно 1-ая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма. Но в настоящее время ни один суровый буддолог не признает эти даты (так называемые «долгая хронология» и «исправленная долгая хронология») исторически релевантными. Но этот вывод, кажется, и все, что сближает позиции различных буддологов по вопросцу о датировке жизни основоположника буддизма. И, пожалуй, есть согласие и еще по одной позиции: никто не сомневается, что Будда жил до походов Александра Македонского в Индию, другими словами до 20-х годов IV в. до н. э. Дальше начинаются разногласия: одни ученые очень приближают Будду к эре походов Александра, остальные же, напротив, разводят эти даты. Эти разногласия определяются спецификой источников, которым те либо другие буддологи предпочитают воспользоваться, — царские хроники, монастырские хроники либо же списки глав сангхи (буддийской монашеской общины) от паринирваны Будды до вступления на престол первого буддийского правителя Ашоки (273? — 232? до н. э.). Конкретно крайний тип источников представляется более надежным, а к тому же и дающим дату паринирваны Будды, более близкую «золотой середине» — около 400 г. до н. э. Так как традиция утверждает, что Будда прожил 80 лет, мы, думается, не совсем ошибемся, ежели предположим, что Будда был современником и ровесником Сократа.

Обнаружил сайт www.economsmeta.ru. Он полезен тем, кто хочет автоматизировать составление смет. Не секрет, что система пир помогает оперативно реализовывать любые поставленные задачи.

Если знать причины и признаки стресса, то можно избежать этих негативных моментов в жизни.

Теперь зимняя правда о волосах доступна для всех.

Комментариев нет: