Распространяясь посреди самых различных народов, адаптируясь к самым различным культурным и цивилизационным условиям, буддизм Махаяны проявлял чудеса гибкости и приспособляемости. И эта упругость никак не была беспринципностью: ни одной из собственных формообразующих доктрин буддизм никогда не поступался и ими не жертвовал. Мысль «упаи», благой уловки, которая обязана посодействовать вывести существа из полыхающего пламенем страданий дома сансары, побуждала махаянских монахов и в горной выси Тибета, и на бескрайних степях Монголии, и на Великой Китайской равнине, и на островах Стране восходящего солнца. Придя в новейшие земли и видя, что их обитатели поклоняются бессчетным богам и демонам (как это было, к примеру, в Тибете), буддисты никак не торопились объявлять этих божеств бесами либо утверждать, что их совсем нет. Напротив, они говорили местному популяции, что их боги тоже узнали Четыре Благородные Истины, стали буддистами и сейчас будут изо всех собственных сил защищать Дхарму Будды и охранять верующих в нее. Либо, как это нередко бывало в Стране восходящего солнца, буддисты объявляли местных богов воплощениями либо проявлениями сил Будд и бодхисаттв, после этого они оставались в пантеоне, но уже в буддийском виде.
В настоящее время буддизм Махаяны существует в 2-ух вариантах, довольно сильно различающихся друг от друга: это тибето-монгольская Махаяна (время от времени все еще неправильно называемая «ламаизмом») с каноническими текстами на тибетском языке (Тибет, Монголия, некие народы Рф — буряты, калмыки, тувинцы, население разных областей Гималаев и неких остальных мест) и дальневосточная Махаяна (на базе китайского буддизма и с каноническими текстами на китайском языке) — Китай, Корея, Япония, Вьетнам.
Особенное место в махаянском буддизме занимает буддизм Непала, поточнее, буддизм неваров, одной из этно-конфессиональных групп непальского общества. Невары совершают богослужения на санскрите и почитают «девять провозглашений Дхармы» (нава дхарма парьяя), образующих их канон. «Девять провозглашений Дхармы» — это девять текстов (в основном, сутр) Махаяны, сохранившихся на санскрите: Ланкаватара сутра («Сутра о нисхождении на Ланку»), Аштасахасрика праджня-парамита сутра («Сутра о Запредельной Премудрости в восемь тыщ шлок»), Дашабхумика сутра («Сутра 10 ступеней»), Гандавьюха сутра («Сутра цветочной гирлянды»), Саддхармапундарика сутра («Лотосовая сутра»), Самадхираджа сутра («Сутра царственного самадхи»), Суварнапрабхаса сутра («Сутра золотого луча»), Татхагатагухьяка [сутра] («[Сутра] Таинства Татхагаты») и Лалитавистара (махаянский вариант жизнеописания Будды).
Можно предположить, что неварский буддизм представляет собой рудимент классической индийской махаянской традиции в ее позднем варианте, когда она включила в себя учения и формы практики тантрического буддизма — Ваджраяны, и испытала довольно мощное влияние индуизма. К огорчению, неварский буддизм остается практически неизученным.
К школам и фронтам, сложившимся уже в рамках буддизма Махаяны, мы вернемся позже, при разговоре об истории распространения буддизма в Тибете и Китае.
Жизнь дала трещину? Нужно купить танк и ездить на нём на работу!
Чтобы заработать деньги нужно изучить форекс онлайн, это не только свобода, но и успех.
Отдых для ребенка должен быть безопасным. Детские площадки из экологически чистых материалов - то, что нужно.
воскресенье, 24 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий