Мир же как объективная действительность совсем безразличен нам, пребывая «в безмятежности» и недоступности за пределами нашего сознания и нашей заинтересованности. При всем этом буддисты отлично соображали, что этот мир является совсем по-разному для различных типов живых существ: мир как «местопребывание» верно коррелирует с уровнем развертывания сознания различных живых существ, и один и этот же мир в себе оказывается совсем различными психокосмами для различных живых существ. Как позже произнесёт один махаянский мыслитель, то, что является рекой Ганг для человека, будет потоком гноя и нечистот для голодного духа-прета и потоком амброзии-амриты для божества-дэва. И лишь только буддисты школы йогачара не считали вероятным утверждать, что за этими субъективными «Гангами» находится некоторый объективный «верный» Ганг.
Можно привести тут пример из современной философии. Эстонский биолог и философ фон Икскюль специально занимался неувязкой соотношения тел животных и восприятия ими сферы обитания. Вот простый пример из его умозаключений. Растет сосна. Для лесника это дерево, которое следует либо охранять, либо применять на дрова. Для лисицы сосна — это дом и убежище, так как под корнями сосны находится её нора. А что такое сосна для короеда, который живет в сосне и сразу питается ею, можно лишь догадываться. Но ежели для эстонского ученого тела животных адаптируются к их среде обитания, то для буддистов, напротив, среда как бы формируется под данный вид живых существ.
Таким образом, в буддийской космологии описывается не физическая вселенная, а психокосм, прежде всего психокосм человека. Как смотрится этот психокосм?
Ежели в рассуждениях о природе личности, дхармах, мгновенности и остальных подобных вопросцах буддисты мыслили полностью разумно, правильно и дискурсивно, то их рассуждения о космологии очевидно пронизаны архаическим мифологизмом, пропущенным, но, через призму общемировоззренческих посылок и доктрин буддизма. Буддисты, по существу, не создавали новенькую космологию, а заимствовали её из общеиндийского культурного наследия, слегка видоизменив её в согласовании с принципами собственного учения. Вообщем, буддисты никогда не придавали какого-то исключительного мировоззренческого значения собственной картине мира и достаточно тихо трансформировали её в регионах распространения буддизма под влиянием местных представлений и космологических систем. А таковой знатный деятель современного буддизма, как Далай-лама XIV, и вообщем произнёс однажды, что ежели быть буддистом значит верить в мировую гору Сумеру, расположенные вокруг нее континенты и расположенный под землей ад, то он вообщем не буддист.
С появлением Интернета стал возможно играть в poker online. Раньше это было доступно только посетителям казино. Но вся прелесть технического прогресса состоит в том, что он дарит новые возможности. Вот онлайн покер один из таких шансов испробовать технологии во благо умственного развития и финансового благосостояния.
понедельник, 18 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий