Следует направить внимание, что порядок перечисления скандх не случаен — он отражает порядок восприятия объекта и его освоения сознанием: сначала лишь сами чувственные данные, потом проваждающее их чувство приятного либо противного, потом формирование конкретного вида воспринятого объекта и оформление потом установки на желание к воспринятому либо отвращение к нему; все эти процессы сопровождаются ролью в их сознания, которое находится даже на уровне восприятия.
Следует направить внимание на то событие, что тут в понятие «личность» врубается и объектная область, воспринятая живым существом. Это событие очень важно для понимания специфики буддийского понимания личности. Как еще на заре XX века писал О.О. Розенберг, для буддийского мыслителя не существует раздельно «человека» и «солнца», а есть некоторое единое поле опыта — «человек, видящий солнце». Тут солнце есть уже не наружный объект, пребывающий вне личности, а часть личности, включенная в нее через процесс восприятия. Это уже не «солнце в себе» (таковое буддистов интересует совсем не достаточно), а солнце, уже воспринятое человеком и ставшее почему частью его внутреннего мира, частью данной человеческой личности. Это не мир, в каком мы живем, а мир, который мы переживаем. К данной теме и вытекающих из нее последствиях мы еще будем не один раз ворачиваться в предстоящем.
Но здесь можно сказать, что пусть буддизм отрицает единую простую душу, но он все-же признает некоторые субстанции, некоторые «кирпичики», их которых сложена личность; эти кирпичики и есть 5 скандх.
Но это совершенно не так: скандхи никаким образом не есть субстанции, они конкретно группы частей, при этом выделяемые довольно условно и формально — настоящи (и то по учению большинства буддийских школ лишь относительно) конкретно элементы, а не их группы — скандхи. И тут мы подходим к одной из самых сложных и центральных тем буддийской философии — учению о дхармах, другими словами к Абхидхарме (буддийской философской психологии; поточнее, это и не философия, и не психология, а конкретно Абхидхарма, но для нас понятнее всего будет, ежели мы объясним это слово через знакомое нам сочетание слов — «философская психология»). Теория дхарм так принципиальна для буддизма, что один из собственных основных трудов (книжка в первый раз была опубликована в Великобритании) выдающийся русский буддолог академик Ф.И. Щербатской так и именовал: “The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word «Dharma»” («Центральная концепция буддизма и значение слова “дхарма”»). К учению о дхармах — элементах, образующих группы (скандхи), в свою очередь, формирующих то, что мы называем личностью, сейчас и следует обратиться.
Стильная графика! Скачать бесплатно шаблоны календарей для фотошопа очень просто.
Сейчас монтаж профиля гипсокартона является простой задачей. Межкомнатные двери очень удобны и долговечны.
"Самая демократическая" партия "Правое дело" решает вопросы недемократичным путём.
понедельник, 18 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий