Появление махаянских сутр является одним из самых загадочных моментов в истории буддизма. Мы не имеем ни мельчайшего представления ни об их создателях, ни о четком времени их появления. По существу, датировка махаянских сутр ограничена некими познаниями относительно возможного верхнего предела их появления. Он определяется по точно известным нам датам перевода того либо другого текста на китайский язык. Исходя сначала из этих дат, мы можем предположить, что сутры Махаяны в основном создавались меж I в. до н. э. и VI в. н. э., при этом более интенсивным периодом их появления были II — IV вв. Любопытно, что в самих текстах время от времени содержится указание на вероятное время появления первых махаянских канонических сочинений. Так, «Алмазная сутра» (Ваджраччхедика праджня-парамита сутра) гласит: «Будда произнес Субхути: “Не говори так. Через 5 сотен лет опосля кончины Так Приходящего покажутся люди, придерживающиеся благих обетов, в каких тщательное исследование таковых речей сумеет породить разум, исполненный веры, ежели к смыслу этих речей они будут относиться как к истине. Знай, что благие корешки этих людей взрастили не один Будда, не два Будды, не три, либо четыре, либо 5 Будд, но бесчисленное количество тыщ и мириад тыщ Будд взрастили их благие корешки. И это будут люди, которые, услышав и кропотливо исследовав эти речи, достигнут одного устремления, которое породит в их чистую веру. Так Приходящий точно знает, точно видит, что существа таковым образом обретут неизмеримое количество благости счастья”». Таковым образом, сутра прямо говорит о том, что праджня-парамитские тексты покажутся через 500 лет опосля нирваны Будды, другими словами около I в. н. э.
Буддийская традиция утверждает, что все махаянские сутры являются записью подлинных слов Будды, произнесенных им для собственных более совершенных учеников. Позже эти тексты были скрыты Буддой и пребывали в сокрытии до тех пор, пока не возникли люди, способные понять их. Так, одно из преданий повествует, что великий махаянский философ Нагарджуна (ок. II в. н. э.) спустился в подводный дворец царя нагов — расчудесных змеев, либо драконов, где и обрел спрятанные там Буддой тексты праджня-парамиты.
Так как эти сутры признавались подлинными словами Будды, фактически все они имеют сходную структуру, характерную для буддийской литературы сутр, и за редким исключением начинаются словами «Так я слышал» либо «Так мной было услышано» (эва майя шрутам), указывающими на то, что «автор» сутры — Ананда, ученик Будды, слышавший его проповеди лично и позже изложивший их на первом буддийском «соборе» в Раджагрихе.
Очевидно, не быть может и речи о том, что безвестные создатели сутр стремились самовозвеличиться, беспардонно приписывая собственные мысли и суждения самому Будде. Это нереально представить даже по чисто психологической причине: ведь создатели сутр оставались неизвестными, наиболее того, их личности скрывались за личностью Будды и, следовательно, никакой известности, которая могла бы тешить их тщеславие, они не получали, а сутры навсегда оставались анонимными произведениями. Думается, приписывание текстов махаянских сутр Будде можно разъяснить совсем по другому.
Чем лучше продвижение сайта, тем позитивнее результат. Грамотно раскрученный ресурс - залог успеха и процветания компании.
вторник, 26 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий