В буддийской философской (Абхидхармической) литературе содержатся разные списки и классификации дхарм. Так, школа сарвастивадинов (вайбхашиков) содержит перечень из 75 дхарм, а перечень йогачаринов (виджнянавадинов) включает в себя уже 100 дхарм. Ежели говорить о классификациях дхарм, то их, во-1-х, можно классифицировать по скандхам (дхармы, относящиеся к рупа скандхе, ведана скандхе). Этот пятеричный перечень можно редуцировать до двоичного: 1) дхармы рупа скандхи и 2) дхармы всех других скандх (в согласовании с делением состава личности на нама и рупа — психическое и физическое); в таком случае 2-ая группа дхарм получает заглавие дхарма дхату («дхармовый элемент»), так как «дхармы» как члены группы «дхарма дхату» являются объектами для «разума» (манаса), который, как мы помним из анализа цепи причинно-зависимого происхождения, относится буддистами к органам эмоций (возможностям восприятия). Дхармы, относящиеся к самскара скандхе, также традиционно разделяются на «связанные с психическим» (читта сампраюкта) и «не связанные с психическим» (читта випраюкта).
Во-2-х, дхармы делят на «входящие в составы» (санскрита дхармы) и «не входящие в составы» (асанскрита дхарма). 1-ый тип это, так сказать, эмпирические дхармы, другими словами элементы, конституирующие наш сансарический опыт, дхармы, входящие в 5 скандх живого существа. 2-ой тип — «надэмпирические» дхармы, другими словами дхармы, к обыденному опыту не относящиеся. Это абсолютное место, либо, как подразумевают некие буддологи (В.И. Рудой, Е.П. Островская), место развертывания психического опыта (акаша) и два вида «прекращения» (ниродха; другими словами пресечения функционирования эмпирических дхармических потоков, нирвана) — «прекращение, связанное со познанием» (пратисанкхья ниродха) и «прекращение, не связанное со познанием» (апратсанкхья ниродха). Не считая этого, дхармы разделяются на «истекающие аффектами» (сасрава) и «не истекающие аффектами» (анасрава). 1-ые — это дхармы, вовлекающие в круговорот сансары; в процессе занятий буддийской психопрактикой они подлежат постепенному устранению. Естественно, что к ним относятся лишь дхармы, «входящие в составы». Домом, но, стоит дхарма «истина пути» (марга сатья): хотя путь к нирване, равно как и сама нирвана, и быть может объектом привязанности, но данная привязанность не ведет к присоединению аффектов к данной дхарме, так как не находят в ней опоры. Но в целом эти дхармы следует считать «неблагими» (акушала). 2-ой тип дхарм, напротив, содействует приобретению благих (кушала) свойств и продвижению на пути к нирване. К ним относятся также и те дхармы, которые не «входят в составы».
Дхармы постоянно появляются и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в собственной совокупы образуют поток, либо континуум (сантана), который эмпирически и находится как «живое существо». Таким образом, хоть какое существо, в том числе и человеческая личность, понимается в буддизме не как постоянная сущность (душа, атман), как поток постоянно меняющихся простых психофизических состояний. Онтология буддизма — это онтология бессубстратного процесса.
Чтобы начать играть достаточно скачать титан покер, после чего уже можно участвовать в увлекательном процессе. Как правило, скачать titan poker очень просто. А само программное обеспечение можно освоить в считанные минуты.
понедельник, 18 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий