пятница, 22 мая 2009 г.

Школы и направления буддизма. Часть 3

international calling

Опосля исчезновения буддизма в Индии в XIII веке стхавиравада (под палийским заглавием Тхеравада) оказалась распространенной лишь на местности таковых государств Южной и Юго-Восточной Азии, как Шри Ланка, Бирма, Таиланд (исторический Сиам), Лаос и Камбоджа, почему и получила заглавие «южного буддизма». В данной поздней Тхераваде соединились учения и доктрины различных школ старой стхавиравады, по отдельности прекративших свое существование. В названных выше странах и в данный момент тхеравадинский буддизм играет гигантскую роль как в духовной и культурной, так и в социально-политической жизни их народов.

От всех направлений стхавиравады («старейшин») резко отличались школы махасангхиков («великообщинников»), более представительной из числа которых была школа локоттаравадинов (от слов «лока» — «мир» и «уттара» — «высший»), другими словами «надмирников». Локоттаравадины учили, что хотя принц Сиддхартха Гаутама и был до собственного «совершенного и всецелого пробуждения» (аннутара самьяк самбодхи) просто человеком, проснулся он к истине и стал Буддой, другими словами уже много больше, чем просто человеком, благодаря собственному приобщению к некоей особенной нескончаемой и надмирной дхарме — просыпанию, бодхи. Таковым образом, состояние пробуждения рассматривается локоттаравадинами как особенный нескончаемый и запредельный сансарическому «быванию» метафизический принцип. Тут уже со всей очевидностью находятся предпосылки для формирования махаянского понимания Будды «как истинно сущей действительности всех дхарм» (сарва дхарма бхутатахата).

И сейчас мы вплотную подошли к вопросцу о 2-ух главных направлениях буддизма — Хинаяне и Махаяне.

Сначала нужно сказать несколько слов о самих этих заглавиях. Слово «Хинаяна» значит «Малая Колесница» (в смысле «малый», либо «низший», «ущербный», путь), тогда как значение слова «Махаяна» — «Великая Колесница» (в смысле «Великий Путь»). Уже из этих заглавий можно додуматься, что слово «Хинаяна» не является самоназванием: навряд ли кому-нибудь когда-нибудь могла придти в голову столь самоуничижительная мысль, как именовать свою веру «малым», либо «низшим», методом. И вправду, эта «Хинаяна» есть не что другое, как та Тхеравада, о которой мы говорили чуток ранее. И поименовали ее «Хинаяной» с полностью понятными целями не кто другой, как махаянисты, считавшие себя последующими Великим Методом совершеннейшего учения Будды. Вообщем, тхеравадины, в долгу не остались и стали третировать Махаяну как позже искажение хранимого ими в нерушимости учения Благословенного. Но в любом случае слово «Хинаяна» имеет уничижительный смысл, и никогда не следует при встрече с приверженцем данного учения именовать его «хинаянистом». По данной же причине почти все современные буддологи отрешаются употреблять в научном тексте слово «Хинаяна» и молвят лишь о Тхераваде. Но в отечественной буддологии существует издавна закрепившаяся традиция воспользоваться сиим словом, потому не будем изменять обычному словоупотреблению и мы, имея в виду, но, все произнесенное выше.

Читаю, на мой взгляд, интересный блог по Linux и, вообще, по тематике высоких технологий.

Дождались! Портал для женщин достойного качества и содержания.

Комментариев нет: