вторник, 26 мая 2009 г.

Доктринальные тексты Махаяны. Часть 6

Каковы главные идеи праджня-парамитских сутр? Их можно обобщить последующим образом:

1. Бессущностна не лишь личность (пудгала найратмья), но и образующие ее (равно как и всю сферу опыта) простые психофизические состояния — дхармы (дхарма найратмья). Наиболее того, наличие представления о самосущей единичности, либо элементе, является источником всех заблуждений и корнем сансарического существования. Конкретно из соответственного представления вытекают и все остальные ложные идеи — о нескончаемом «я», душе, субстанциальной личности и остальные.

2. Пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В реальности, все живые существа являются Буддами и вначале пребывают в нирване. Лишь неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину познает бодхисаттва, осознавая, что с точки зрения абсолютной истины выручать некоторого и не от что. И совместно с тем, руководствуясь сиим познанием, он на уровне относительной истины стремится выручать эмпирически наличные живые существа. Для бодхисаттвы не существует представлений о «я», личности, душе и дхармах.

3. Будда не есть человеческое существо, пусть даже и совершенное в собственной святости. Будда — синоним настоящей действительности как она есть (бхутататхата), и глубоко заблуждается тот, кто задумывается опознать Будду по его физическим признакам.

4. Настоящая действительность не быть может описана и обозначена. Она, в принципе, несемиотична и недосягаема для языкового выражения. Все описываемое не есть действительность, и все реальное не быть может выражено в языке и представлении.

5. Настоящая действительность постигается благодаря йогической интуиции, которая и есть праджня-парамита. Праджня-парамитские тексты предусмотрены для порождения в воспринимающем их человеке соответственного состояния. Следовательно, ежели учитывать невыразимую природу действительности, праджня-парамитская сутра есть текст, отрицающий сам себя.

Крайний пункт в особенности важен — праджня-парамитский текст — текст с психопрактическими функциями. Как проявили еще в 70-е годы исследования эстонского буддолога Л. Мялля, праджня-парамита представляет собой объективацию в виде текста определенного «пробужденного» состояния сознания; в свою очередь, таковой текст способен порождать аналогичное состояние сознания у человека, задумчиво текст изучающего (состояние сознания — текст как его объективация — состояние сознания). Изложение материала в праджня-парамитских текстах тоже далековато от дискурсивной линейности: бессчетные повторы и ошеломляющие парадоксы специально предусмотрены для активного трансформирующего действия на психику воспринимающего текст человека. В качестве примера такового феномена можно привести небольшую цитату из «Алмазной сутры»:
«“Субхути, когда Будда проповедовал праджня-парамиту, то она тогда была не праджня-парамитой. Субхути, как ты думаешь, проповедовал ли Татхагата какую-нибудь Дхарму?” Субхути произнес Будде: “Нет ничего, что проповедовал бы Татхагата”. — “Субхути, как ты думаешь, много ли пылинок в 3-х тыщах большой тыщи миров?” Субхути произнес: “Чрезвычайно много, о Превосходнейший в мире”. — “Субхути, о всех пылинках Татхагата проповедовал как о не-пылинках. Это и именуют пылинками. Так Приходящий проповедовал о мирах как о не-мирах. Это и именуют мирами. Субхути, как ты думаешь, можно ли по 30 двум телесным признакам распознать Татхагату?” — “Нет, о Превосходнейший в мире, нельзя по 30 двум телесным признакам распознать Татхагату. И по какой причине? Татхагата учил о 30 2-ух признаках как о не-признаках. Это и именуют 30 2-мя признаками”».

В этом фрагменте диалога меж Буддой и его учеником Субхути, который, фактически, и образует эту сутру, последовательно проводится одна мысль: в опыте мы имеем дело не с реальностью, а с ее наименованиями, другими словами ментальными конструктами (викальпа, кальпана), подменяющими для нас действительность как она есть, и эта подлинная действительность незнакова (несемиотична) по собственной природе, она запредельна наименованию.

Всегда привлекала фантастика, которую можно скачать бесплатно.

Профессиональные грузовые перевозчики в наше время на вес золота.

Теплый дом - хорошее здоровье. Волнуют вопросы: утеплить дом, утепление дома, межвенцовый утеплитель? Это уже не проблема.

Комментариев нет: