Великое сострадание (маха каруна) бодхисаттвы в самых возвышенных выражениях провозглашается во почти всех махаянских текстах, но нигде, пожалуй, о нем не говорится посильнее, чем в Бодхисаттвачарьяаватаре, тексте, который можно образно именовать «Поэмой о бодхисаттве» (написан Шантидэвой в VII — VIII вв.):
Пусть я буду лекарством, кому необходимо лекарство;
Пусть я буду рабом, кому нужен раб;
Пусть я буду мостом, кому нужен мост.
И совместно с тем сострадательная миссия бодхисаттв не есть мирской альтруизм либо благотворительность. Ее цель чисто религиозна и сотериологична — освобождение страдающих существ от уз повторяющегося существования чередующихся рождений-смертей со всеми его муками и скорбями.
Время от времени тексты выделяют три типа бодхисаттв: бодхисаттва-царь, который сначала добивается состояния Будды, а позже хлопочет сходу об освобождении всех существ (подобно царю, пекущемуся сходу о всех подданных); бодхисаттва-лодочник, «перевозящий» по одному существа на «другой берег» существования, и бодхисаттва-пастух, который сначала выручает все существа и лишь позже сам вступает в нирвану (подобно пастуху, который сначала загоняет в ворота усадьбы собственный скот и только позже входит в их сам).
Махаяна считает идеал бодхисаттвы естественным выводом из доктрины анатмавады: ведь само понятие личного освобождения, принятое в школах Хинаяны, имплицитно подразумевает веру в некоторую особенность, которая освобождается. Махаяна наиболее радикальна: пока для человека, пусть даже святого, существует различие меж «я» и «не-я», меж «собой» и «другими», он остается во власти аффективного заблуждения относительно «я» (атма моха). А следовательно, лишь спасение всех есть спасение каждого, и лишь спасение всех существ есть и спасение меня самого, снимающее, но, само представление о «я» и «самом».
Но не значит ли это, что бодхисаттвы никогда не обретут покоя нирваны: ведь живых существ во всех мирах больше, чем «песчинок в Гангах, которых столько же, сколько песчинок в одном Ганге», а бодхисаттвы отдали обет не ступать в нирвану, пока не освободятся все живые существа? Различные буддийские тексты по-разному отвечают на этот вопросец. Так, «Лотосовая сутра» устами самого Будды возвещает, что рано либо поздно обеты будут исполнены, все живые существа освободятся, и бодхисаттвы сумеют обрести покой нирваны. Остальные тексты отрицают окончательное освобождение всех существ и говорят, что сама сострадательная миссия бодхисаттв и есть их нирвана, в этом труде заключена и заслуга за труд, выражающаяся в освобождении от иллюзии «я».
Махаянские тексты совсем много молвят об качественных средствах, в каких выражается великое сострадание бодхисаттвы. Время от времени они получают вид специфичной уловки, к которой бодхисаттвы прибегают, чтоб спасти живое существо из трясины сансары, приспосабливаясь к различным психологическим типам людей и их различному уровню понимания. Вот обычная сказка из принципиального ранешнего махаянского текста (ок. II в. н. э.) — «Лотосовой сутры» (Саддхарма пундарика сутра; «Сутра лотоса Благой Дхармы»), популярная как сказка о пылающем доме.
Раньше приобретение автомобиля на аукционах США сопровождалось целой цепочкой посредников, в результате его стоимость возрастала на 1000-5000 USD, теперь же, благодаря сервису www.easyexport.us?a_aid=4a0d59299ec1f, появилась возможность получить доступ на аукцион и самостоятельно приобрести автомобиль без посредников.
Приятно почитать книгу онлайн. Можно в транспорте, можно на даче.
Профессиональная деловая и юридическая литература по цене издательства!
пятница, 22 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий