Посреди школ «стхавиравадинского» направления в особенности выделялась уже упомянутая выше школа ватсипутриев, разделившаяся позже на несколько веток, важной из которых была школа саммитиев. Все ветки ватсипутриев получили общее заглавие пудгалавады (от слова «пудгала» — «личность»), так как они учили, что, хотя атман, «я», и не существует, тем более в опыте имеется особенная дхарма «пудгала» (личность), не тождественная 5 скандхам, но и не хорошая от их. Эта «пудгала» обеспечивает как тождественность личности в пределах всего континуума (сантана) существования, так и связь меж разными жизнями в круговороте сансары; она же обретает и нирвану. Так как эта доктрина довольно далековато отошла от классического буддийского учения, ватсипутрии числились практически еретиками, что, вообщем, не мешало широкому распространению таковых взглядов.
Из иных школ нужно упомянуть школу махишасиков, старейшую из всех школ. Махишасики развивали учение о существовании некоего «коренного сознания» (мула виджняна), являющегося источником всех эмпирических форм сознания. Эта мысль существенно позже была нужна махаянистами-йогачаринами, которые возводили к ней свое учение об алая-виджняне (сознании-соковищнице), при этом один из основоположников данной школы, Асанга, либо Арья-Асанга (IV в. н. э.), в собственном трактате «Компендиум Махаяны» (Махаяна сампариграха шастра) прямо ссылался на это положение доктрины махишасиков.
Очень существенное распространение получили учения сарвастивадинов (от сарва — «все» и асти — «есть»), создавших философскую школу вайбхашики, разработавшую классическое изложение теории дхарм и саутрантиков (от слова сутра — текст, содержащий наставление Будды), учение которых было во многом переходным от старой стхавиравадинской Абхидхармы к Абхидхарме махаянской.
Все школы стхавиравадинской ориентации учили, что дхармы настоящи, будучи крайним онтологическим основанием опыта (хотя в интерпретации понятия «дхарма» меж школами существовали значимые различия; так, сарвастивадины говорили, что все дхармы суть онтологичны, дравья сат, тогда как саутрантики считали, что ряд дхарм, и сначала не входящие в составы «надэмпирические» дхармы, представляют собой только условные единицы языка описания, праджняпти сат). Они верили, что цель совершенствования на буддийском пути — святость (архатство) и уход в нирвану; при этом эта цель достигается каждым человеком в отдельности и только благодаря его своим усилиям. Они также считали, что Будда был таковым же человеком, как и все остальные люди, но достигшим совершенства и освобождения (другими словами что он был первым архатом нашей эры); эта точка зрения получила позже наименование лаукика («мирской»; от слова лока — мир, вселенная).
Хорошие диктофоны всегда пригодятся. Вообще, время портативной техники требует внимание к своим шедеврам.
Пора знать секреты. Диеты открываю их для Вас.
Нашел замечательный интернет-магазин товаров для здоровья и косметики. Удобно купить все, что нравится. Интернет-магазин Кометики Глорис с доставкой по Москве помогает решить любые вопросы в плане продукции высокого качества.
пятница, 22 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий