пятница, 22 мая 2009 г.

Школы и направления буддизма. Часть 5

В чем все-таки заключаются принципиальные отличия меж Хинаяной и Махаяной? Рассмотрим этот вопросец на базе 2-ух базисных качеств обоих традиций: 1) их представлений об безупречной личности и цели буддийского пути и 2) их учений о природе Будды.

Безупречной личностью Хинаяны является архат. Это слово значит «достойный» (тибетская этимология этого слова как «уничтожитель врагов», другими словами аффектов — клеш, является ошибочной и может считаться народной этимологией). Архат — это святой монах (бхикшу; пали: бхиккху), достигший своими усилиями цели Благородного Восьмеричного Пути — нирваны — и навсегда покинувший мир. На пути к нирване монах проходит ряд ступеней: 1) ступень «вступившего в поток» (сротапанна), другими словами вставший на путь бесповоротно; «вступивший в поток» уже не может деградировать и сойти с пути; 2) ступень «единожды возвращающегося» (сакридагамин), другими словами человека, сознание которого еще в одном рождении обязано возвратиться на уровень мира желаний (камадхату) и 3) ступень «более не возвращающегося» (анагамин), другими словами святого, чье сознание отныне будет постоянно пребывать в состоянии медитативного сосредоточения на уровне миров форм (рупадхату) и не-форм (арупадхату). Практика анагамина завершается обретением плода архатства и вступления в нирвану «без остатка» (анупадхишеша нирвана).

По учению Хинаяны, Будда до собственного пробуждения был обыденным человеком, лишь наделенным великими добродетелями и святостью, обретенной благодаря совершенствованию в течение почти всех сотен жизней. Опосля пробуждения (бодхи), которое с точки зрения Хинаяны было не чем другим, как обретением плода архатства, Сиддхартха Гаутама закончил быть человеком в своем смысле этого слова, став Буддой, другими словами просветленным и освобожденным от сансары «существом» (это слово тут по необходимости приходится брать в кавычки, потому что буддисты именуют «существами» лишь «обитателей» троемирия сансары, а не Будд), но никак не богом либо какой-нибудь другой сверхъестественной сущностью. Ежели мы, будучи монахами (Хинаяна подчеркивает, что лишь монах, соблюдающий все обеты Винаи, может стать архатом и обрести нирвану), станем во всем следовать примеру Будды и его учению, то мы достигнем такого же самого, что достиг и он. Сам Будда ушел в нирвану, его в мире нет, и для него мира нет, а потому бессмысленно ему молиться либо просить его о помощи. Всякое поклонение Будде и поднесение даров его изображениям необходимы не Будде, а людям, воздающим, таковым образом, долг памяти великому Освободителю (либо Победителю — Джина, один из эпитетов Будды) и упражняющихся в добродетели даяния.

Внимание! Даю 20 баксов за вашу строчку! Конкурс. Спешим участвовать.

Давайте же выиграем путевку для ребенка из детдома и доставим радость мальцу!

Есть замечательный магазин, где ткани для штор в таком широком ассортименте, что глаз радуется при виде этих цветов радуги.

Комментариев нет: