четверг, 28 мая 2009 г.

Доктринальные тексты Махаяны. Часть 9

«Ланкаватара сутра» во многом является антиподом «Сандхинирмочаны» и, сначала, антиподом, ежели так можно выразиться, формальным: ежели «Сандхинирмочана» — одна из самых систематичных и целостных сутр, то «Ланкаватара» — одна из самых беспорядочных и даже несколько путаных и противоречивых. По-видимому, имеющийся сейчас текст является результатом неоднократного переписывания и механического соединения различных редакций и вариантов этого монумента. По собственному учению «Ланкаватара», также содержащая очень достойные внимания и глубочайшие философские пассажи, тоже тесновато связана с учением йогачаринов, но она, в отличие от «Сандхинирмочаны», излагает не лишь базы классической йогачары, но и содержит в себе содержательный пласт, отражающий доктрину Татхагатагарбхи — учения о единой для всех существ природе Будды. Доборная (десятая) глава данной сутры, популярная как «Сагатхакам», содержит некие доктрины, вступающие в противоречие с нормативным буддийским пониманием принципа анатмавады. Не исключено, что античные переписчики просто по ошибке вложили в уста Будде заявления оппонентов буддизма, тезисы которых опровергаются в остальных частях сутры.

Обе сутры («Сандхинирмочана» и «Ланкаватара») были написаны, видимо, во 2-ой половине IV века, при этом не исключено, что появление «Ланкаватары» соединено с неудачной попыткой распространения Махаяны на полуострове Ланка (Цейлоне). Она сыграла гигантскую роль в формировании китайского буддизма и, в особенности, школы Чань/Дзэн (даже называвшейся сначало «школой Ланкаватары»).

Обзор фантастического фильма про умную железяку Вы можете посмотреть на сайте Yakaboo.



Пора узнать про искусство любви? Не теряйте времени.

Комментариев нет: