понедельник, 18 мая 2009 г.

Основы буддийского учения. Часть 17

Доктрина анатмавады, теория дхарм и учение о мгновенности сформировывают базу буддийской онтологии, которая является онтологией бессубстратного процесса.

Чтоб завершить наш обзор основ буддийского учения, нужно сказать еще несколько слов о буддийской космологии. Но до этого нужно указать на специфику самого дела буддизма к космологической теме.

Центральная и, по существу, единственная неувязка буддийского учения — живое существо (человек) и его освобождение. Фактически, все самые казалось бы, абстрактные трудности, обсуждавшиеся в протяжении веков буддийскими философами, лишь кажутся такими. Буддизм — учение полностью прагматическое, и познание просто ради познания его интересует совсем не достаточно.

Буддийский мыслитель — не древнегреческий философ, на досуге предававшийся поискам истины ради самой истины. Это монах, стремящийся к освобождению сам и желающий привести к нему также и остальных людей. Конкретно освобождение — побудительный мотив буддийского философствования. Что такое человек, как устроено его сознание, каковы механизмы его функционирования и как его нужно преобразовать, чтоб из страдающего сансарического существа человек перевоплотился в свободное, из профана — в святого, из существа омраченного — в существо просветленное. Отсюда и энтузиазм буддизма к психологии и дилеммам сознания. К проблематике же, конкретно не ведущей к освобождению либо нейтральной относительно данной цели, буддизм относился очень прохладно. В ответ на различного рода абстрактные метафизические вопросцы, не имеющие к тому же адекватного выражения в языке (таких буддийская традиция насчитывает четырнадцать), Будда хранил «благородное молчание». Отлично известна также сказка о раненом человеке, которую однажды Будда поведал своим ученикам, донявшим его как-то очень абстрактными вопросцами. Вот, произнёс Будда, в глаз человеку попала отравленная стрела, и пришел доктор, способный исцелить его. Но тот человек произнёс доктору, что не даст ему вытащить стрелу, прежде чем доктор не скажет ему все о собственных предках, родственниках, изучаемых им науках, также не ответит и на остальные его вопросцы. Таковой человек, заключил Будда, умрет ранее, чем выяснит все, что его интересует. Параллель полностью понятна: Будда — доктор, а его неразумные ученики подобны раненому из притчи. Буддизм, правда, утверждает, что Будде присуще всезнание (сарваджнята), другими словами ему ведомы и все истины метафизического порядка. Но это всеведение обретается в акте пробуждения, для заслуги которого следует усердно практиковать Благородный Восьмеричный Путь, а не предаваться пустым словопрениям (как это обожали делать странствующие философы — шраманы) либо бесполезным (ну и бесцельным) интеллектуальным играм, которым те же шраманы, ну и ортодоксальные брахманы, тоже были очень привержены.

Эта установка буддизма вполне определяла и его отношение к вопросцу, как устроен мир. Практически все школы классического индийского буддизма не сомневались в существовании мира вне сознания воспринимающего субъекта, а вайбхашики — сарвастивадины были даже убеждены, что он полностью точно и правильно отражается в человеческом сознании в процессе восприятия. Но этот объективный мир в себе совсем и принципиально не интересовал буддистов. Мир буддийской космологии — это психокосм, другими словами мир, уже отраженный в сознании человека и, таким образом, включенный в его сознание, либо, поточнее — в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно именовать «личностью». Ведь лишь вещей этого освоенного и присвоенного субъектом мира можно желать, лишь к ним можно испытывать отвращение и вообщем иметь какие-либо аффективные состояния.

Есть желание поиграть? Тогда следует скачать онлайн покер и приступить к игре. Увлекательные миры логических схем ждут Вас. Тем более, что скачать покер очень просто.

Комментариев нет: