воскресенье, 24 мая 2009 г.

Школы и направления буддизма. Часть 12

Путь бодхисаттвы именуется «путем парамит». Слово «парамита» значит «совершенство», но в традиции оно традиционно истолковывается в духе народной этимологии как «переход на иной берег»; таковым образом, в буддизме парамиты осмысляются как трансцендентные совершенства, либо «совершенства, переводящие на иной берег существования». Обычно, в текстах дается набор из 6 парамит: дана-парамита (совершенство даяния), кшанти-парамита (совершенство терпения), вирья-парамита (совершенство усердия), шила-парамита (совершенство соблюдения обетов), дхьяна-парамита (совершенство созерцания) и праджня-парамита (совершенство премудрости, либо премудрость, переводящая на иной берег существования; запредельная премудрость). В этом перечне 5 первых парамит относятся к группе качественных средств (упая), а шестая парамита сама образует целую группу — группу праджни (мудрости). Единство всех парамит, осознаваемое как единство способа и мудрости есть просыпание, обретение состояния Будды.

Тут праджня-парамита занимает особенное место, ибо она оказалась единственной парамитой, ради которой была сотворена особенная группа сутр, получившая заглавие праджня-парамитских сутр, либо литературы праджня-парамиты (они и были самыми ранешними махаянскими текстами). Ежели в Хинаяне праджня понимается как умение распознавать дхармы, то в Махаяне это некоторая особенная способность конкретно принимать действительность, как она есть (в буддийской терминологии она обозначается словом татхата, дословно — таковость; от слова татха — так и суффикса та, аналогичного русскому «ость»). В таковом качестве Запредельная Премудрость называется «матерью всех Будд» и символически олицетворяется образом богини, воплощающей в себе суть Совершенства Премудрости (ср. с образом Софии в восточнохристианской и гностической традиции; об данной параллели специально писал британский буддолог Э. Конзе).

Столь же велико отличие Махаяны от Хинаяны и по вопросцу о том, что представляет собой Будда, Будда вообщем, а не лишь исторический Шакьямуни. Махаяна занимает благодаря чему вопросцу «сверхмирскую» позицию, восходящую к учению локоттаравадинов-махасангхиков. Так как Будда есть Будда благодаря обретению бодхи, то природа Будды и природа бодхи совпадают, и ежели бодхи суть нескончаемый надмирный принцип, то таков и Будда. Пробужденность Будд выражается в Дхарме — Учении, и Дхарма, таковым образом, сформировывает как бы духовное и истинное «тело» Будды. Но под дхармой понимается также и «элементарная частица» опыта, «квант» действительности. Будда есть наивысшее существо, и его Дхарма — наивысшая Дхарма. Таковым образом, духовное Тело Будд есть Дхарма дхарм, «дхармовая природа», дхармата, действительность действительности. В ходе приблизительно таковых рассуждений в Махаяне сформировалось учение о Дхармовом Теле (дхармакая) Будд как действительности, наделенной наивысшим онтологическим статусом. Дхармовое Тело едино для всех Будд, оно есть бхутатхата, настоящая действительность как она есть и природа всех дхарм (подобно тому, как вода есть природа хоть какой волны, а вода по собственному составу остается той же самой и в горном потоке, и в грязной луже).

Следовательно, природа Будды есть настоящая природа всех феноменов, всех дхарм в абхидхармистском смысле этого слова. А из этого Махаяна делает очередной конкретный вывод: нирвана и сансара тождественны, меж ними нет сущностного различия; сансара есть только иллюзорный нюанс нирваны, никогда не возникавший и никогда не исчезающий, подобно тому как не может исчезнуть либо показаться иллюзия: на то она и иллюзия, что не имеет настоящего онтологического статуса и не существует «в себе». Ежели привести известный индийский пример с веревкой, принятой по ошибке за змею, то можно сказать, что сансара — это змея, а нирвана — веревка. При этом реально, по настоящему, на самом деле веревка никогда не преобразовывалась в змею, и змеи никогда не было в веревке. Потому, во-1-х, можно сказать, что веревка пуста от змеи, либо лишена змеи, как и нирвана пуста от сансары, лишена какой бы то ни было «сансарности», и это отсутствие сансарности в нирване и есть высшая истина, либо настоящая действительность. Это и есть Дхармовое Тело всех Будд, либо Будда в собственной настоящей природе (самобытии — свабхава). Из этого следует и очередной вывод — все дхармы суть дхармы Будды, они буддовы по собственной природе, либо их природа суть природа Будды (буддхата; буддхатва). А из этого, в свою очередь, следует, что все существа — не кто другие, как Будды, но лишь не проснувшиеся к пониманию этого, не реализовавшие свою внутреннюю и вначале пробужденную природу.



Мне нравится веселая игра свинтус, которая очень забавляет меня и всех друзей.

http://www.liveinternet.ru/users/2717861/post103065868/

Комментариев нет: