С теорией дхарм тесновато связана еще одна очень принципиальная изюминка буддийского мировоззрения, а конкретно учение о мгновенности (кшаникавада). Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны последующие свойства:
все непостоянно (анитья); есть все страдание (духкха); все бессущностно, либо все лишено самости (анатма); все нечисто (ашубха).
Учение о мгновенности конкретно вытекает из первого тезиса о всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что любая дхарма (и, соответственно и весь комплекс дхарм, другими словами живое существо) существует лишь одно ничтожно маленькое мгновение, в последующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предшествующей. Как поется в известной песне: «Призрачно все в этом мире бушующем, есть лишь миг, за него и держись. Есть лишь миг меж прошедшим и будущим, конкретно он именуется “жизнь”».
Таким образом, нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды попытаться это сделать. По существу, каждое новое мгновение существует новая личность, причинно сплетенная с предшествующей и обусловленная ею.
Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Используя современную метафору, его идеальнее всего сопоставить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые, но, мы не видим, когда смотрим кинофильм и воспринимаем его как незапятнанный континуум. При всем этом различия меж 2-мя соседними кадрами совсем ничтожны, и они представляются невооруженному взору фактически тождественными, различия же нарастают и появляются равномерно. В этом примере любая новая жизнь — новая серия безначального телесериала, нирвана — конец кинофильма.
Тут, правда, может появиться вопросец: ежели никакой души нет, то что все-таки тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на него довольно парадоксален: ни что не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообщем нет учения о перевоплощениях, либо реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он — поток состояний — дхарм, серия кадров — мгновений.
Потому проф буддологи стараются избегать таковых слов, как «перерождение» либо тем более «перевоплощение», и предпочитают говорить о повторяющемся существовании либо чередовании рождений и смертей. Тут уместны два примера, которые время от времени приводят современные проповедники буддизма. 1-ый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьет по шару (условная личность — пудгала), получающему, таким образом, определенное ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и описывает его траекторию, и т. д. Тут передается, так сказать, лишь энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (схожая «передача заряда» происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни). При всем этом «разум» (манас), опирающийся на предыдущий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности. Кстати, буддизм учит, что Будда помнит все «свои» прошлые жизни, на чем, а именно, построены сюжеты джатак (от джати — рождение), дидактических повествований о предшествовавших просыпанию жизнях Сиддхартхи Гаутамы — Будды Шакьямуни.
2-ой пример связан с образом калейдоскопа: определенная композиция цветных стеклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») опосля поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер следующей жизни) изменяется на иную (стеклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в конкретном опыте в виде другого живого существа, причинно связанного с первым. Тут уместно еще раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, либо возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в каких кармические плоды раздает всевластный Господь — Ишвара); закон кармы полностью объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании.
Интересует русская газета за рубежом? Очень просто оформить подписку для жителей Европы.
Пора быть в курсе дела. Независимые новости Ставрополя помогут в этом.
Справочник отелей Египта, как правило, всегда полезен. Бронирование отеля Дахаб можно осуществить, используя информацию из этого информационного источника.
понедельник, 18 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий