пятница, 15 мая 2009 г.

Основы буддийского учения. Часть 2

Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни) представляют собой формулировки, полностью сопоставимые с формулировками доктора, ставящим нездоровому диагноз и назначающим исцеление. Эта метафора далековато не случайна, так как Будда и видел себя доктором живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать исцеление, ведущее к излечению — нирване. И вправду, 1-ая Истина (Истина о страдании) — констатация заболевания и постановка диагноза; 2-ая (Истина о причине мучения) показывает на причину заболевания (то, что в современной медицине именуется «этиология и патогенез»), 3-я (Истина о прекращении мучения) — прогноз, указание на возможность исцеления и, в конце концов, 4-ая (Истина о Пути) представляет собой прописанный нездоровому курс исцеления. Таким образом, буддизм с самого начала собственного существования мыслился как типичный проект преобразования человека из существа страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное. Этот проект имеет как бы терапевтический (мы бы произнесли с известной долей метафоры — психотерапевтический) характер, и его создателем, либо первооткрывателем (с той оговоркой, что, согласно учению буддизма, Будды были и до исторического Сиддхартхи Гаутамы), был Будда Шакьямуни.

Рассмотрим Четыре Благородные Истины подробнее.

Итак, 1-ая Истина — это истина о страдании. В чем все-таки она заключается и что такое страдание (духкха)?

Невзирая на то, что почти все исследователи давали отрешиться от слова «страдание» как от имеющего коннотации, несколько хорошие от санскритского «духкха» при переводе этого понятия, и заменить слово «страдание» таковыми словами, как «неудовлетворенность», «фрустрация» и даже «трудности» (крайнее, правда, не в академическом, а в популярном южноамериканском издании). Тем более представляется хорошим все-же бросить тут российское слово «страдание» как более экзистенциально мощное и выразительное. Что касается несомненных различий семантических полей российского и санскритского слов, то они полностью выявятся в ходе предстоящего рассмотрения первой истины.

«Есть все страдание. Рождение — страдание, заболевание — страдание, погибель — страдание. Соединение с противным — страдание, разлучение приятным — страдание. Поистине все 5 групп привязанности суть страдание». Таковыми словами традиционно формулируется 1-ая Благородная Истина. Буддизм в существенно большей степени, чем остальные религии, подчеркивает связь жизни со страданием. Наиболее того, в буддизме страдание есть базовая черта бытия как такового. Это страдание не есть итог некоего грехопадения и утраты изначального рая. Подобно самому бытию, страдание безначально и постоянно сопровождает все проявления бытия. Естественно, буддисты никак не отрицают того происшествия, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с наслаждением, но само это наслаждение (сукха) не является противоположностью страданию, как бы включено в страдание, являясь его нюансом. Дело в том, что ни одно из вероятных «мирских» состояний не является для нас вполне удовлетворительным. Мы находимся в неизменной неудовлетворенности, неизменной фрустрации. Мы можем испытать мощное физическое либо даже духовное (к примеру, эстетическое) удовольствие и готовы при всем этом даже воскрикнуть: «Остановись, мгновение!» Но мгновение не останавливается, удовольствие заканчивается, и мы страдаем, оттого что оно ушло, стремимся вновь испытать его, но неудачно, отчего мы страдаем еще посильнее. Либо, напротив: мы стремимся к чему-то, может быть, посвятив этому всю свою жизнь. И вот мы достигли цели, но нас познает горьковатое разочарование — плод оказался не столь сладким, как нам представлялось, а жизнь утрачивает смысл, так как цель достигнута, а наиболее стремиться не к чему. И, в конце концов, всех нас ожидает погибель, которая делает все наши наслаждения и удовольствия конечными и преходящими. Но и это еще не многие. Мы не только страдаем (в смысле — мучаемся), но мы также всегда оказываемся в ситуации страдательности, пассивного претерпевания. По видимости — человек сам кузнец собственного счастья, но в реальности, будучи опутан клубком причинно-следственных отношений и связей, он не столько кует, сколько сам пребывает под молотом причинности на наковальне следствий. Говоря о страдании, буддизм никак не ограничивается человечьим уделом. Мучаются животные. Всюду в природе жизнь 1-го вида зависит от другого вида, всюду жизнь 1-го существа покупается ценой жизни другого, всюду царит борьба за выживание. Неисчислимы мучения жителей адов (временное состояние согласно буддизму; нескончаемых мук эта религия не знает), мучаются от никогда не удовлетворяемых влечений голодные духи — преты. Даже божества (ведийские Брахма, Индра, Варуна и остальные боги) тоже мучаются. Им приходится воевать с демонами — асурами, им ведом ужас погибели, так как они также появляются и погибают, хотя срок их жизни огромен. Короче говоря, нет таковой формы жизни, которая не была бы подвержена страданиям. Страдание полностью, наслаждение очень и очень относительно. Вот констатация заболевания, вот диагноз буддийского терапевта. Но в чем причина заболевания?

Когда человека любят, то поздравление любимому мужчине вдвойне приятно. Тем более, если оно грамотно продумано и от души.

Интересный форум фермеров, на котором можно пообщаться с единомышленниками.

Бесплатно скачать игры можно на одном хорошем сайте.

Комментариев нет: