Так как основная цель буддийского «проекта» — преобразование сознания, изменение самого его типа, что могло описываться как подмена различающего сознания (виджняны), базирующегося на субъект-объектной дихотомии «недвойственным» (адвая) сознанием — гносисом (джняна), то трудности психики, сознания и устройств его функционирования находились в центре внимания буддийских мыслителей с самого возникновения традиции буддийского философствования, постоянно в значимой степени бывшего специфичной «феноменологией» сознания, подчиненной сотериологическим интенциям буддизма. Это в особенности заметно в школе йогачара, уже само заглавие которой (практика йоги либо делание йоги) показывает на то, что сама философия в ней понимается как йога, психопрактика: уже чисто интеллектуальный логически релевантный анализ сознания, его природы и его функционирования ведет через понимание к очищению сознания и освобождению. Потому не истины, обычно, находили буддийские мыслители, а пути к духовной свободе.
Во-2-х, буддийская философия относилась самими буддистами, как это ни феноминально, к области «искусных средств», «уловок» бодхисаттвы (упая), а не к области мудрости-понимания (праджня): ведь праджня (сначала, праджня-перамита) состоит в конкретном интуировании действительности, как она есть, но эта действительность невыразима, несемиотична, неописываема и недвойственна (анирвачачания, анимитта, адвая), а следовательно, и невербализуема в языке с его грамматическими и понятийными формами, адаптированными только к описанию одних иллюзорных ментальных конструктов и проекций (викальпа, кальпана). Философия же, как и неважно какая иная форма развертывания дискурсивного мышления, непременно является языковой по собственной природе. Следовательно, она может содействовать обретению мудрости, но сама не быть может мудростью. Но как средство, ведущее к мудрости, она быть может очень полезна; так, некие тексты говорят, что философия школы мадхьямака является «лекарством» для людей с развитым чувством «эго», самости и с мощной привязанностью к этому «эго» (так как мадхьямака учит принципу пустотности всех дхарм), тогда как философия йогачары как «лекарство» лучше для людей, привязанных к вещам наружного мира (так как йогачара указывает, что те характеристики и свойства, которые мы приписываем наружному миру, на самом деле являются проекциями сознания).
В-3-х, буддийский философский дискурс во многом имеет полемический характер, так как буддисты, отстаивая превосходство собственного учения, активно полемизировали с представителями остальных течений и школ, и сначала с представителями ортодоксальной брахманистской философии. Конкретно неизменная дискуссия буддистов и брахманов во многом обусловливает развитие философского дискурса у обоих субъектов данной дискуссии, стимулируя и буддийскую, и брахманистскую мысль; исчезновение буддизма в Индии подрывает и креативность брахманской мысли, которая становится все наиболее консервативной, застойной и склонной наиболее к теологическим, ежели к фактически философским спекуляциям. Задачки разработки стратегии ведения полемики обусловили энтузиазм части буддийских мыслителей к дилеммам эристики (искусству красноречия и аргументации), а потом — и логики. С иной стороны, почти все нюансы буддийской философской мысли стают понятными лишь в контексте полемики с брахманизмом, так как, обычно, буддийская критика тех либо других положений является полностью адресной и направленной против совсем определенных представителей брахманского философского лагеря.
Как правильно снимать девушку
Новое всегда интересно. Особености национальной одежды в Нигерии доступны для всех.
Очень важно бизнес планирование. В этом нет сомнения.
пятница, 29 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий