понедельник, 1 июня 2009 г.

Классическая буддийскя философия: Мадхьямика. Часть 7

Окончив на этом беглый обзор хинаянских школ, перейдем к философским традициям, сформировавшимся в лоне буддизма Махаяны. Первой из их сформировалась мадхьямака (шуньявада).

Слово «мадхьямака» можно условно перевести как «учение о срединности» (от «мадхьяма» — середина). С самого собственного возникновения буддизм объявил себя «срединным путем» («мадхьяма пратипад»), другими словами, с одной стороны, методом поведенческой срединности (отказ от крайностей аскетизма и гедонизма), а с иной — методом отказа от последних эпистемологических и метафизических позиций, традиционно узнаваемых как крайность нигилизма (ничего нет, ни одно явление не владеет онтологическим статусом) и крайность этернализма — от латинского слова aeternus — «вечный» (вера в наличие нескончаемых и постоянных сущностей, таковых, как душа, Бог, абсолютная субстанция и т. п.). Мадхьямака как раз и утверждала, что ее позиция и выражает такое «срединное видение»: сказать, что «все есть» (как это делали сарвастивадины), — это этернализм, а сказать, что «ничего нет», — нигилизм; утверждение же, что все («все дхармы») пусто, другими словами бессущностно и лишено «собственной природы» (свабхава), это и есть «срединное воззрение». Конкретно слово «пустота» и отдало 2-ое заглавие школы: шуньявада, другими словами доктрина (вада) пустоты (шунья).

Пора открыть для себя мир юмора. Это не только позитив, но и хорошее настроение в каждой клетке Вашего организма!

Пока самый классный кузовной ремонт делают в Bosh-центре в Химках.

И вот на сайте Якабу доступна игра ледниковый период. Бежим играть! :)

Комментариев нет: