Нужно также сказать, что ни один из европейских философов, учения которых ассоциируют с йогачаринским (кроме, может быть, такого же Шопенгауэра, но Шопенгауэр испытывал влияние индийской мысли), не совсем только не стремился выделить иллюзорность феноменов сознания, не говоря уж о самом сознании либо познающем субъекте, но, напротив, стремился всячески избежать вероятных обвинений в «иллюзионизме». Так, Беркли утверждал, что он отрицает не реальность мира, а лишь действительность материи либо даже лишь релевантность самого этого понятия; в моей философии, утверждал он, исчезает не мир, а лишь призрак материи, вся же природа с ее ландшафтами и пейзажами остается таковой же, какой и была до этого и какой она, фактически, и дана в конкретном восприятии. Еще больше показателен пример Канта: в «Пролегоменах» он категорически отвергает обвинение в том, что его учение о пространстве и времени как присущих субъекту формах чувственного созерцания превращает мир явлений в иллюзию. Наиболее того, кенигсбергский философ решительно утверждает, что, так как у него идет речь о времени и пространстве как о всеобщих формах познания, никакого иллюзионизма либо субъективизма в его «Критике незапятнанного разума» нет и что он, напротив, разглядывает явления как идиентично всем данные в созерцании и в этом смысле максимально конкретные.
Тут следует иметь в виду, что йогачара не является абстрактной доктриной, появившейся вне связи с буддийской доктриной. Совсем нет. Йогачара сначала стремится найти, а позже снять, элиминировать предпосылки и корешки привязанности к объектам наружного мира, порождающей аффективные состояния (клеши) и вовлеченность в круговорот сансары. Йогачара утверждает, что сначала развертывающееся вовне сознание само конструирует объекты привязанности, перенося на их свои характеристики и свойства, а позже само же «хватается» за их, формируя влечения и привязанности.
Интересный блог с актуальной информацией.
А ведь мотивация великая вещь!
Время идет, пора уже заказать оформление загранпаспорта, чтобы поехать в Тунис.
четверг, 11 июня 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий