Из собственных философских посылок Нагарджуна делает очередной вывод, очень принципиальный для религиозной доктрины Махаяны: он утверждает тождественность сансары и нирваны:
Нет различия вообщем
Меж нирваной и сансарой.
Нет различия вообщем
Меж сансарой и нирваной. Что является пределом нирваны,
Есть также и предел сансары.
Меж этими 2-мя мы не можем отыскать
Даже слабейшей тени различия.
Нагарджуна. Мула мадхьямака карики, XXV, 19-20
Это утверждение Нагарджуны допускает два истолкования, и они оба использовались в буддийской традиции. Во-1-х, можно сказать, что сансара есть иллюзорный, сконструированный различающим сознание нюанс нирваны, исчезающий при правильном постижении действительности, подобно тому как исчезает змея, за которую по ошибке была в темноте принята веревка опосля осознания данной ошибки. В таком случае все живые существа были, есть и постоянно будут Буддами. Они никогда не вступали в сансару и вначале пребывают в нирване. Все мучения сансары, весь безначальный круговорот рождений-смертей есть только лишь иллюзия, которая обязана быть устранена высшим гносисом — праджня-парамитой, Запредельной Премудростью. Таковая интерпретация положения Нагарджуны находит свое доказательство в неких праджня-парамитских сутрах. К примеру, в «Алмазной сутре» говорится:
«Будда произнес Субхути: “Все бодхисаттвы-махасаттвы (великосущностные бодхисаттвы. — Е. Т.) должны так овладевать своим сознанием: сколько бы ни было существ, должны они мыслить, рождающихся из яиц, рождающихся из утробы, рождающихся из сырости либо вследствие перевоплощений, имеющих материальное тело либо не имеющих его, мыслящих либо немыслящих, либо не-мыслящих и не не-мыслящих, всех их должен я привести в нирвану без остатка и упокоить их, даже ежели речь идет о несчетном, неизмеримом и нескончаемом числе живых существ. Но в реальности ни одно существо не быть может упокоено. И по какой причине?
Ежели бодхисаттва имеет представление о я, представление о личности, представление о существе и представление о душе, то он не является бодхисаттвой”».
Этот фрагмент можно понимать так: бодхисаттва знает, что с точки зрения абсолютной истины выручать некоторого и не от что, но тем более соображает, что с точки зрения уровня относительной истины существует сансара и страдающие существа, которые он и дает обет высвободить и упокоить в нирване, хотя, строго говоря, они уже и так пребывают в нирване, с самого начала являясь Буддами.
Всегда можно заказть роллы и отлично поужинать.
Для меня аренда автомобилей раньше была чем-то сложным. А теперь я так не считаю и смело пользуют автомобилями напрокат.
На портале BuyMe всегда читаю про предприятия Украины. Да и другой информации там очень много. Причем, функциональность сайта позволяет очень удобно получать информацию.
вторник, 2 июня 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий