понедельник, 1 июня 2009 г.

Классическая буддийскя философия: Мадхьямика. Часть 11

Мадхьямака попала в поле зрения западных ученых еще в XIX веке. 1-ая предложенная ими интерпретация этого учения быть может условно названа нигилистической. В это время буддологи фактически не знали уникальных махаянских философских текстов и судили о философии Махаяны сначала по доксографическим сочинениям брахманистских создателей, наряду с иными философскими системами, описывавшими и буддийские (самые известные из их — Сарва сиддханта санграха, «Компендиум всех систем», приписывающийся знаменитому ведантисту Шанкаре, IX в., и Сарва даршана санграха, «Компендиум всех воззрений» ведантиста Мадхавы, XIV в.). Но брахманские создатели были очень пристрастны, стремясь показать буддийские учения в невыгодном для их свете. Их интерпретации были усвоены и европейской наукой, которая в то время утверждала, что мадхьямака — род нигилизма, утверждающий, что все иллюзорно, что ничего не существует и что единственная действительность — это ничто, пустота, шунья.

2-ая интерпретация мадхьямаки, которую можно условно именовать релятивистской, конкретно связана с трудами наикрупнейшго русского буддолога — академика Ф.И. Щербатского (1869-1942), который предназначил мадхьямаке свою книжку “The Conception of Buddhist Nirvana” («Концепция буддийской нирваны»), вышедшую в свет в Ленинграде в 1927 г. Эта книжка вызвала много споров посреди ученых-буддологов Запада, но одно ее положение было отвергнуто фактически всеми учеными: Щербатской предложил переводить слова шунья и шуньята не как «пустой» и «пустота», как «относительный» и «относительность». Для этого предложения, очевидно, были полностью определенные основания: мадхьямака вправду утверждала, что дхармы пусты и лишены своей природы, так как все они причинно обусловлены и ни одна из их не является самосущей, другими словами имеющейся «в себе и для себя». Тем более семантическое поле слова «шуньята» существенно шире такового у слова «относительность», при этом данная коннотация никак не является определяющей для его семантики. В интерпретации Щербатского потому больше сказывалось влияние на разумы научной общественности первой половины XX века релятивистской физики А. Эйнштейна, ежели герменевтика буддийского философского текста. Потому буддологи в конечном итоге отказались последовать предложению русского ученого.

В последнее время я понял, что трейлеры фильмов это не просто ролик с нарезкой, а искусство представления новой ленты.

Что главное в сетевом заработке? Как поднять ТИЦ? И многие другие вопросы каждый день в наших умах. Ответ есть...

Рассекречены новые факты. Фото в свободном доступе. Рекомендую посмотреть. Очень впечатляет.

Комментариев нет: