вторник, 2 июня 2009 г.

Классическая буддийскя философия: Мадхьямика. Часть 18

Таковым образом, выходит странноватая картина: эмпирически есть и причинность, и время, и место, и движение, но как лишь мы пытаемся правильно проанализировать категории, обозначающие эти явления, мы немедля оказываемся погруженными в океан неразрешимых противоречий. Следовательно, все философские категории являются только продуктами нашей ментальной деятельности, совсем непригодными для описания действительности, как она есть.

Отсюда Нагарджуна переходит к теории 2-ух истин, либо 2-ух уровней познания. 1-ый уровень познания — уровень эмпирической действительности (санвритти сатья), соответственный повседневной практике. Применительно к этому уровню можно говорить об условном существовании причинности, движения, времени, места, единства, множественности и тому подобного. Этот уровень различается от незапятанной иллюзии — снов, галлюцинаций, миражей и иных видимостей, схожих «рогам у зайца», «шерсти у черепахи» либо «смерти отпрыска бесплодной женщины». Но он столь же иллюзорен относительно уровня абсолютной, либо высшей, истины (парамартха сатья). Этот уровень недоступен для логического дискурса, но постижим силами йогической интуиции.

С применением отрицательной диалектики мадхьямаки соединены и идеи известного «атеистического» трактата Нагарджуны («О том, что Вишну не мог сотворить мир...»), переведенного на российский язык Ф.И. Щербатским [3]. В этом трактате Нагарджуна высказывает последующие антикреационистские (направленные против теории божественного творения мира) аргументы. Во-1-х, теисты молвят, что так как все имеет причину, то и мир в целом тоже должен иметь свою причину, и эта причина — Бог. Но в таком случае Бог также должен иметь свою причину, она — свою и так дальше до бесконечности. Совсем непонятно, почему цепь причинной обусловленности обязана заканчиваться на Боге [4]. Во-2-х, всякое действие подразумевает некую цель, а наличие таковой цели — несовершенство деятеля. Ежели Бог творит мир — означает, ему это для чего-то необходимо, ему чего-то не хватает, а следовательно, он не является совершенным и самодостаточным, что противоречит самой идее Бога. А означает, либо Бог не творит мир, либо он не совершенен, другими словами не является Богом в теистическом понимании. Ежели же Бог творит мир без мотива и цели, то он подобен маленькому неразумному ребенку, который сам не соображает, что он делает, а это также несовместимо с понятием о Боге. В конце концов, мысль творения сама по себе внутренне противоречива: ведь ежели мира нет, то он не мог и показаться, ибо из небытия не может появиться бытие, а из ничего — нечто.

Самый искрометный юмор можно почитать на сайте.

Поломка часов не проблема. Все можно восстановить. Тем более, что ремонт часов никто не отменял и есть специалисты, готовые сделать его в короткие сроки.

Наступило лето, поэтому аллергология стала актуальной. Много пыльцы мешает людям жить. Следует узнать о том, как побороть недуг.

Комментариев нет: