Исходным пт для дискурса Нагарджуны является признание им принципа причинно-зависимого происхождения (пратитья самутпада) в качестве методологической базы правильного философствования. Для него этот принцип — важное положение, имеющее общетеоретический смысл. Основной вывод Нагарджуны: все существует только постольку, так как является причинно обусловленным, и нет ничего (ни одной дхармы), что было бы не причинно обусловлено. А это значит, что ничто (ни одна дхарма) не владеет своебытием (свабхава), другими словами нет таковой сущности, которая бы самодовлела, которая была бы сама по себе, в силу собственной своей природы. Раз это так и все причинно обусловлено, никаких самосущих сущностей нет, ибо взятое бытие не есть подлинное бытие, подобно тому как взятые в долг средства не есть настоящее достояние: естественно, бедняк может взять в долг много золота и вести себя так, как будто богат, но это будет только видимостью, кажимостью. Таковой же кажимостью является и бытие что бы то ни было. При всем этом цепь причинной обусловленности разомкнута: никакого абсолютного «заимодавца» (Бога, Абсолюта) нет, и явления нескончаемо сами обусловливают существование друг дружку.
Таковым образом, все дхармы пусты, бессущностны и безопорны. Их основная и, по существу, единственная черта — это то, что они найратмья (бессамостны, бессущностны, «без “я”»). Таковым образом, мадхьямака дополняет старенькую Абхидхарму Хинаяны: ее принцип пудгала найратмья («бессамостность личности») дополняется новым, а конкретно: принципом дхарма найратмья («бессамостность дхарм»). Сейчас уже бессмысленно «различать дхармы»: они полностью «равностны» относительно друг дружку (самата) в их пустотности. Потому и праджня не может пониматься наиболее как различающая мудрость; сейчас это внесемиотичное постижение (интуирование) природы действительности, природы того, что поистине есть. Как говорится в «Сутре сердца праджня-парамиты»: «Для всех дхарм пустота — их [общий] сущностный признак. Они не появляются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не растут и не уменьшаются»; иными словами, единственный признак дхарм — отсутствие признака, безатрибутность дхарм и, следовательно, их несемиотичность, незнаковость и невербализуемость (невыразимость в слове) — анимитта. Все таки, что семиотично, знаково, описываемо, вербализуемо — только видимость и кажимость, плод деятельности различающей мысли (викальпа) и ее конструкт (кальпана).
Наиболее того, сама причинность, трансцендентальное условие пустотности сущего, сама по себе пуста и не суща. Пуста и сама пустота: она не есть некоторый метафизический принцип, наделенный своей природой. Она есть только лишенность своебытия, либо не обладание своебытием всеми парадоксами. Конкретно потому «тот, кто создает необыкновенную позицию на базе учения о пустоте, находится в наихудшем заблуждении». Совместно с тем шуньята есть татхата, пустота феноменов как их единственное сущностное свойство и есть то что, есть.
Делайте интернет таким каким вы хотите его видеть - а мы вас этому научим
Нужен стабильный заработок? Нет ничего проще.
Компьютерное счастье - это возможность скачать программу бесплатно. Убедитесь в этом сами.
понедельник, 1 июня 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий