Не будем углубляться тут в вопросец о том, можно ли вообщем квалифицировать йогачару как идеализм. Может быть, лучше говорить о йогачаре как о буддийской феноменологии сознания, а не как о идеализме. Но нужно отметить, что даже ежели это и идеализм, то это очень специфичный идеализм. Он не имеет ничего общего с европейским идеализмом, коренящемся в онтологическом реализме (признании объективного, настоящего) существования общих понятий (Платон, Гегель). Он также совсем отличен от идеализма фихтеанского типа, дедуцирующего бытие из самосознания трансцендентального Я. Учению о лишь только сознании поближе (невзирая на все отличия) формы западной философии, склоняющиеся к радикальному номинализму и эмпиризму [8] (уже упоминавшийся Беркли и, естественно, Юм), также феноменологический подход к дилемме сознания и его состояний и содержаний (Гуссерль).
Еще раннебуддийская Абхидхарма учила о участии сознания в процессе восприятия с самого начала. Она выделяла 6 типов чувственного сознания: зрительное сознание, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое и «умственное» (мановиджняна) — так как «ум» (манас) рассматривался также как воспринимающая способность (индрия), объектом (вишая) которой были «дхармы» (в данном случае объекты, относившиеся Абхидхармой к «дхармовому элементу», дхарма дхату, другими словами четырем скандхам за вычетом «материальной» рупа скандхи — см. лекцию 2). Но раннюю Абхидхарму, в отличие от йогачары, не интересовал вопросец о источнике сознания. Потому она ограничивалась этими шестью видами сознания (поточнее, шестивидным сознанием чувственных восприятий), которые совместно с шестью возможностями восприятия — индриями (зрение — глаз, слух — ухо и т. д.) и шестью типами объектов восприятия — вишая (цветоформа, звук, запах и т. д.) образовывали классификацию дхарм по базам познания (18-ти дхату).
Давайте поддержим все-таки блог Баррабульки. Как же он без нас?
Современные устройства - шедевры техники. Плееры Archos не исключение.
А вот и самое грандиозное сборище френдов приглашает новых друзей.
четверг, 11 июня 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий