Ф.И. Щербатской совсем справедливо и очень едко критикует де ла Валле-Пуссена и его осознание йоги, очень точно указывая на удивительные совпадения в позиции буддистов и Патанджали, создателя «Йога-сутр», переоценивая, но, как мне представляется, обособленность философии от йогической практики в буддийской традиции.
Но самым основным в рассматриваемом труде Щербатского все-же остается его интерпретация мадхьямаки вообщем и учения Нагарджуны а именно. Как уже говорилось выше (см. Лекцию 5), Ф.И. Щербатской является родоначальником как «релятивистской», так и «абсолютистской» интерпретации мадхьямаки, ибо он с, одной стороны, разглядывает шуньяту не как пустоту, как относительность, с иной стороны, подчеркивая веру мадхьямиков в Будду как Абсолют. Тут Щербатской даже вспоминает о Спинозе и употребляет его формулы Deus sive natura и Deus sive substantia [5]. Для Щербатского шуньята есть относительность сансарического существования как причинно обусловленного, и в то же время она сущность действительность Абсолюта как истинно сущего Целого на той стороне данной обусловленности: «Подобно тому как слепой от рождения человек не может узреть солнца, так и люди, пребывающие в тисках общепринятых понятий, не могут конкретно понять Будды, но стремятся обрисовать его умозрительно. Конкретно ими он не быть может поймут конкретно. Будда должен рассматриваться как космический порядок, его тело есть космос, суть космоса непознаваема, и ее нереально осознать умозрительно. Действительность Будды — это действительность вселенной, и так как Будда не имеет отдельной действительности, то и вселенная не имеет никакой действительности вне Будды. Все элементы бытия, просеянные через сито относительности, получают великолепие, все миллионы существований должны рассматриваться как проявленное в их тело Будды. Это и есть относительность, кульминационная точка мудрости (праджня-парамита)» [6]. Подобные слова полностью применимы к теории Татхагатагарбхи (недаром Щербатской ниже чрезвычайно сочувственно цитирует японского буддолога и буддиста М. Анесаки, выражающего обычный для дальневосточного буддизма «космотеизм»), но навряд ли применимы к классической мадхьямаке. «Концепция буддийской нирваны» вызвала много споров посреди профессионалов, но, пожалуй, никто из их так не принял интерпретацию шуньяты, предложенную русским ученым.
Любите актуальную информацию? Интересный блог веб-мастера Dr. Kronos всегда являлся подобным источником.
Как правило, смех и юмор идут вместе. Поэтому следует читать замечательный ресурс.
Очень важно, чтобы свадебные приглашения были оригинальными. Всегда друзья и родственники оценят подобный жест.
вторник, 1 сентября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий