суббота, 2 января 2010 г.

Буддизм: история, легенда, учение. Часть 7

Откуда происходит вечный круговорот изменений в жизненном потоке? Изменения – сама суть жизни, а причиной изменений являются как раз противоположности. Следовательно, в структуру видимой реальности изначально «заложены» оппозиции. Действительно, трудно представить такой процесс или феномен, вспомнить такое понятие, которому не нашлось бы противоположной пары: жизнь – смерть, мужчина – женщина, согласие – отрицание. Нирвана как раз и является избавлением от противоположностей, а потому «гарантирует» отсутствие перемен. В то же время нирвану нельзя определить как блаженство – хотя бы потому, что испытывать блаженство в этом состоянии просто некому, поскольку исчезает «я» («я», разумеется, входит в систему противоположностей – оппозицией «я» является весь мир, «не-я»). Нельзя однозначно определить нирвану и как «ничто»: ничто всегда предполагает нечто как свою оппозицию, равно как и понятие пустоты (в буддизме это понятие играет значительную роль). Таким образом, человеческим языком нирвану невозможно ни определить, ни описать, не искажая ее сути.

Однако нирваны можно достигнуть. К этому ведет путь, указанный Буддой: так называемый Восьмеричный Путь, восемь буддийских «заповедей», которые реализуются в трех измерениях – мудрости, нравственности и духовной дисциплине.

Современный мир - это экономия и новые технологии. На мой взгляд, ветряки сочетают в себе эти две концепции. И будущее именно за такими источниками энергии.

Комментариев нет: