четверг, 18 марта 2010 г.

Чань-буддизм: состояние не-сознания. Часть 2

Совершенное Дао — легко,
Нужно только избегать осуществления выбора.
Следуй своей природе и будь в гармонии с Дао;
Двигайся вперед и перестань беспокоиться.
Если твои мысли связаны, ты портишь то, что подлинно...
Не будь противником мира чувств, ибо когда ты им не проти-вишься,
Оказывается, что это то же самое, что совершенное
Просветление. Мудрец ни к чему не устремляется (у-вей),
Невежественный человек сам себя связывает...
Если трудишься над своим умом с помощью ума,
Как избежать тебе невероятного заблуждения?


В этих строках ясно видны центральные для даосизма темы (и видно так же, как далеко ушла мысль от ортодоксального буддизма с его неприятием страстей и чувственных желаний): принцип не-деяния, и принцип спонтанности (естественности), которые относятся и к миру сознания. Если говорить о специфике чань-буддизма в сравнении с даосизмом, то в чань-буддизме даосские принципы рассматриваются не только как относящиеся в том числе к сфере сознания – но прежде всего связанные именно с ней. Почему это так, понять нетрудно: для чань-буддизма основным путем достижения просветления является медитация, то есть определенная работа сознания. Кроме того, особенностью чаньской медитации является ее направленность на мгновенное просветление, а не на постепенное приближение к истине. Это значит, что, как только оковы разума распадаются, человек сразу становится просветленным – и напротив, долгие поиски истины могут так ничего и не прибавить к тому невежеству, которое характерно для обыденного мышления. Вспышка, внезапное моментальное прозрение – вот что характерно для учения чань.

Надоел магазинный стандарт? Тогда идеальный выбор - это свадебные платья от кутюр. Всегда неотразимость женщины и неповторимое ощущение уникальности работы мастера.

Комментариев нет: